ТАК НЕКОГДА МНОГИМИ ЛЮБИМА...
Героиня нашего повествования сегодня – известная актриса, муза, светская львица, покорившая сердца многих великих мужей ХХ века – Мария Федоровна Андреева.
В 1905 г. Илья Ефимович Репин напишет её портрет. На тот момент он уже постоянно проживал в "Пенатах".
Сегодня этот портрет является достоянием Национального художественного музея Республики Беларусь.
Из книги И.С. Зильберштейна, искусствоведа и коллекционера, «Репин и Горький» мы узнаем, что «Репин знал Марию Федоровну Андрееву с детства. Он писал ее и в восемь, и в десять, и в двенадцать лет. Когда ей исполнилось пятнадцать, он делал с нее донну Анну для иллюстраций к «Каменному гостю» Пушкина. Последний её портрет был написан в 1905 году».
В воспоминаниях Марии Карловны Куприной-Иорданской находим описание этого летнего дня 1905 года. Александр Иванович Куприн с супругой были приглашены в «Пенаты» на чтение пьесы Максима Горького «Дети солнца»:
«В «Пенатах» чтение происходило на громадной стеклянной веранде, которая служила Репину мастерской. Три ступеньки вели на деревянную площадку. Там возвышался на мольберте большой портрет Марии Федоровны, над которым Репин еще продолжал работать. Сбоку, за столиком, устроился Алексей Максимович с рукописью. С Марией Федоровной я раньше не встречалась, и её красота меня поразила.
Заметив, что я с нескрываемым восхищением смотрю на неё, она спросила:
- А как вы думаете, сколько мне лет?
В этот яркий солнечный день не только без грима, но даже без следов пудры на лице, она была такой очаровательной и молодой, что я затруднялась ответить на её вопрос. И тогда она, смеясь, сама сказала: «Я старушка, мне уже тридцать пять», - этому трудно было поверить». Это была не лесть, я думаю, а искреннее восхищение красотой Марии Федоровны».
Мария Карловна в своих воспоминаниях передает диалог А.И. Куприна и И.Е. Репина по поводу портрета актрисы. Илья Репин поинтересовался мнением Александра Куприна.
«Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Я почувствовал себя неловко, сразу не нашелся, что сказать, и молчал. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Я согласен с вами, - портрет неудачен».
К счастью, время сохранило фотографический снимок. На нем запечатлена сцена: много солнечного света, в центре на небольшом возвышении стоит деревянное кресло, в черном простом платье и шляпе сидит Мария Фёдоровна Андреева, подле неё на ступеньках Алексей Максимович Горький.
Некоторые исследователи говорят о том, что первоначально Ильей Ефимовичем Репиным задумывался совместный портрет Горького и Андреевой, но, к сожалению, проект так и не был осуществлён.
В феврале 1920 года Александр Иванович Куприн писал Илье Ефимовичу Репину. В письме он вспоминал «один золотой летний денек в Куоккала, так лет 14-15 назад».
А.И. Куприн так описывает работу И.Е. Репина над портретом:
«Я так любовался Вашей работой. Палитра у Вас лежала на полу; Вы придерживали её ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собою, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. И я подумал, как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом им впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой».
Необходимо сказать несколько слов о личности самой Марии Федоровны.
Ее настоящая фамилия Юрковская, в замужестве Желябужская. Мария Фёдоровна родилась в 1868 году в семье актеров (ее отец работал главным режиссером Александринского театра). Все современники считали, что она была рождена для сцены.
Театральный дебют Марии Фёдоровны в Казани в составе антрепризы Медведева прошел удачно.Её врожденный артистизм, яркий темперамент, прекрасный бархатный голос, аристократическая чувственность и изысканная грация великолепно смотрелись на сцене, а тех, кто не замечал таланта, пленяли ее яркая красота и непреодолимое обаяние.
Толпы поклонников, цветы и драгоценности, заверения в нежной любви...
Дебют Марии Андреевой на московской сцене состоялся 15 декабря 1894 года в пьесе «Светит, да не греет» А.Островского и Н.Соловьева. За три года она с успехом сыграла одиннадцать крупных ролей, завоевав себе славу самой красивой актрисы русской сцены.
Её талант был оценен по достоинству Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Именно она стояла у истоков создания Художественного театра. Блистала со сцены и занималась поиском средств для нужд театра. Искала, убеждала. И находила. Но роль администратора устроить её не могла: «Художественный театр перестал быть для меня исключением, мне больно оставаться там, где я так свято и горячо верила, что служу идее».
Мария Фёдоровна оставит сцену, чтобы с головой уйти в революцию.
Революции, как и любому действу, нужны деньги. Она с успехом помогала решать финансовые проблемы революционеров. Именно за этот дар предпринимателя Ленин и назвал Андрееву «товарищ Феномен».
Явки, пароли, оставленные у сестры дети, распавшийся сам собой брак с действительным статским советником Андреем Алексеевичем Желябужским – вот какую цену заплатила Андреева.
Хочется думать, что это была плата за любовь к «буревестнику революции» - Максиму Горькому, с которым актриса познакомилась в Севастополе в 1900 году. Их роман развивался бурно. Разные люди. Аристократическая светская львица с холодным расчетливым сердцем и романтическая натура пролетарского писателя. Мария Андреева окружила Максима Горького нежностью и любовью.
Она, знавшая несколько европейских языков, стала для писателя секретарем, переводчиком, вдохновителем его литературного таланта. И Горький отвечал взаимностью: «Люблю тебя, моя благородная Маруся, прекрасный друг-женщина». «Сказки об Италии» Максима Горького вышли с авторским посвящением Андреевой.
Постепенно революционная буря забирала тех, кто был дорог. Тайной окутана смерть Саввы Морозова, крупнейшего российского капиталиста, который пожертвовал большевикам значительную часть своего состояния.
В 1909 году Мария Андреева пишет своему другу Виктору Буренину: «Вокруг меня один за другим сами себя побивают и разрушают один за другим все, кого я учителями правды считала. Знали бы Вы, что делается, что кругом происходит, какая путаница, ложь, клевета, какое быстрое и неповторимое падение. Разочарование. Ничто не вечно. Даже любовь».
Постепенно Максим Горький отдаляется от «прекрасного друга-женщины» и её место занимает другая. Но расставишь, они остаются друзьями.
После смерти Максима Горького Мария Фёдоровна однажды скажет: «Я была не права, что покинула Алексея. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это всё-таки был Горький».
Зимой 1931 г. Мария Андреева стала директором Дома ученых в Москве. Весь темперамент и энергию, не израсходованную до конца, она вложила в новое дело. Дом ученых на многие годы стал одним из интереснейших мест общения интеллигенции столицы.
Мария Федоровна приглашала туда многих выдающихся людей, частенько и сама выступала с воспоминаниями. Мария Федоровна Андреева прожила долгую, насыщенную чувствами и разочарованиями жизнь.
Она умерла в 1953 году, в возрасте 85 лет, оставив после себя объемный том воспоминаний.
Нет комментариев