После неудачной попытки покорить столицу женщина вернулась, но сохранить отношения родители не смогли.Позже у каждого из них появились новые семьи. Саша остался жить с отцом, которого беззаветно любил, но чувство одиночества подростка не покидало. Тогда Кайдановский еще не знал, что, подобно матери, не раз будет жертвовать всем, включая семью, ради искусства.Весь свой талант Кайдановский отдал кинематографу. Не из-за денег, а потому, что отношения с театром не заладились с самого начала. Он вспоминал: «Вахтанговская “корпорация” отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел».После увольнения из Театра имени Вахтангова актер работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной, но и там не задержался надолго.В 1970-е Кайдановский много работал на съемочных площадках различных режиссеров. В это время актер, начинавший с экранизаций классики («Анна Каренина» Александра Захри, «Первая любовь» Василия Ордынского, «Игрок» Алексея Баталова), стал сниматься в приключенческих фильмах: «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» Вениамина Дормана, «Дознание пилота Пиркса» Марека Пестрака. Однако главная его роль была впереди.В 1979 году на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Сталкер». О создании картины до сих пор ходят легенды. Бессчетное количество раз переписывали сценарий братья Стругацкие, мало что оставившие от первоначального сюжета романа «Пикник на обочине». Несколько раз пришлось менять локацию для натурных съемок, а во время отработки пленки пропала большая часть отснятого материала.Проблемы с пленкой и перерыв в работе над «Сталкером», во время которого многие были уверены, что картину закроют, стали для актера настоящим ударом. После выхода фильма он признавался, что уже не может работать над обыкновенными ролями:«Я ни кем не могу быть после “Сталкера”. Это все равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера».И тем не менее актерская карьера продолжалась до самой его смерти, вот только фильмов, в которых Кайдановский появлялся, стало намного меньше.Следующей важной и, как говорил актер, пророческой его ролью оказался образ режиссера-документалиста Николая Вараксина в картине Сергея Соловьева «Спасатель». После этой ленты он действительно поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров сначала в мастерскую Тарковского, а потом, когда последний уехал в Италию, в мастерскую Сергея Соловьева.О режиссере Кайдановском критики говорят как о тонком философе и интеллектуале, щедро насытившем свои фильмы цитатами из лучших произведений мировой культуры, аллюзиями и религиозной метафизикой. Он экранизировал Камю, Борхеса и Толстого. Поставил по собственному сценарию «Жену керосинщика», за которую получил Гран-при как самый «странный фильм» на Международном кинофестивале фантастических фильмов в Авориазе.Однако многие задумки автора так и не были осуществлены: так, картина об Иване Грозном, сценарий к которой Кайдановский также написал сам, так и не вышла на экраны. Это не прошло даром для человека, живущего ради своей работы.Александр Кайдановский пережил два инфаркта, третий стал для него смертельным. Он скончался 3 декабря 1995 года на 50-м году жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8