Родилась в Москве.
Советская и российская актриса театра, кино и дубляжа, монтажёр. Народная артистка РСФСР.
Отец - известный поэт Сергей Васильев.
Мать - Олимпиада Макаренко.
Как рассказывала актриса, она является близкой родственницей знаменитого педагога Антона Семеновича Макаренко – он был родным братом ее деда Виталия, который в числе белогвардейцев эмигрировал в двадцатых годах из России, не сумев вывезти свою беременную жену. "И Антон усыновил мою маму, и она выросла среди колонистов и тех замечательных педагогов, которые работали с детьми", - вспоминала она.
У нее есть младший брат Антон, эколог, публицист, режиссёр.
Когда ей было 12 лет родители развелись. Отец в воспитании детей практически не участвовал, поэтому и самой Екатерине пришлось рано начать работать, чтобы поддержать мать. Она разносила почту, а по вечерам посещала театральную студию.
В такой ситуации на школу времени почти не оставалось и училась Екатерина плохо.
В 1962 году поступила во ВГИК, который окончила в 1967 году, мастерская В. В. Белокурова.
После окончания вуза была принята в труппу Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, в которой прослужила до 1970 года.
В 1970 году Васильева перешла работать в «Современник», на сцене которого она выступала до 1973 года.
С 1973 года - актриса МХАТа.
Работала в Театре на Красной Пресне.
В кино дебютировала еще будучи студенткой - снялась в фильме «На завтрашней улице» (1965). Более серьезные роли исполнила значительно позже.
Популярность у зрителей актриса завоевала благодаря роли атаманши в фильме «Бумбараш», дежурной в «Вас вызывает Таймыр», Анаис Бопертюи в «Соломенной шляпке». Также широкую любовь публики завоевали картины с ее участием «Не болит голова у дятла», «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Чародеи», «Обыкновенное чудо».
Безусловно успешной стала работа актрисы в в трагикомедии «Визит дамы» Михаила Козакова, где она предстала в образе миллионерши, вернувшейся в родной городок, чтобы помочь любимому человеку, который когда-то её предал.
В 1993 году актриса решила оставить и сцену, и кинематограф, и ушла послушницей в Толгский монастырь.
О том, как так случилось, что она сменила мирскую жизнь на религиозную, актриса рассказывала: "Господь привел меня в Церковь через подругу. В то лето наша семья снимала дачу в Лесном городке. Неожиданно у сына Мити, ему было тогда два года, поднялась страшная температура. Я не знала, что делать. Ночью мы с мужем, Михаилом Рощиным, побежали в поселок. Нашли детский сад. Разбудили врача. Женщина, заспанная, не очень соображая, что делает, как она призналась позже, совершенно случайно сделала нужную клизму. И Митя на наших глазах будто воскрес. С тем врачом, Катей Трубецкой, мы очень подружились. Катя – прямой потомок именитого рода Муравьевых, замужем была за потомком не менее известных Трубецких и, кроме всего прочего, родная племянница недавно почившего владыки Василия Родзянко. Она выросла в православной традиции, всю жизнь была церковным человеком. Именно Катя Трубецкая с достаточной настойчивостью привела меня в храм, что в Телеграфном переулке, это Антиохийское подворье, тогда очень популярное, где собиралась верующая интеллигенция. Моим духовным наставником стал отец Владимир Волгин, тоже друг Катюши".
О том, что ушла из профессии, актриса не жалеет: "Вы знаете, чем дальше от нее отхожу, тем меньше хочется о ней вспоминать и ею заниматься. Хотя я очень любила свою профессию, любила играть в театре. А вот в кино сниматься не любила, делала это исключительно ради того, чтобы получить большую известность, заработать денег – одним словом из чистого расчета. Без кинематографа актеру ну никак творческой карьеры не сделать и признания не добиться".
В 1996 году Васильева вернулась в кинематограф, сыграв в телесериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» королеву Екатерину Медичи, затем появилась в картине Валерия Приёмыхова «Кто, если не мы».
В 2000-е нередко появлялась в телесериалах. В 2001-м получила Приз XII-го кинофестиваля «Созвездие» в номинации «Лучшая женская роль» за роль Софьи Ивановны в мелодраме Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». В 2009-м была удостоена звания «Лучшей актрисы года» на III-м Международном кинофестивале «Русское зарубежье» (Москва) за роль в исторической драме «Кромовъ».
Теперь Васильева весьма скрупулезно относится в выбору ролей, а разрешение на съемки спрашивает у своего духовного отца.
Также актриса вернулась и на театральную сцену. В театре Мастерская Петра Фоменко сыграла в постановке «Олимпия» (2014, роль - О. Мухина), в Театре Дом - в спектакле «Старая Дева» (2015).
Летом 2021 года стало известно, что Екатерина Васильева приняла монашеский постриг.
Первый муж - известный режиссёр Сергей Соловьёв.
Второй муж - драматург Михаил Михайлович Рощин. Они познакомились в ресторане - их пригласил Олег Ефремов и его супруга Алла Покровская. Рощин был женат, но ушел из семьи к Васильевой. В браке родился сын Дмитрий Рощин.
Сын окончил ВГИК, но ныне - протоиерей, настоятель Храма святителя Николая на Трех Горах. Его жена Любовь — дочь известного скульптора и общественного деятеля Вячеслава Клыкова. Сын подарил актрисе внуков: Прасковья, Фёдор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Иван.
Крёстная мать актёра Владислава Галкина.
Сейчас Екатерина Сергеевна работает казначеем церкви храма святого Антипы, настоятелем которого является ее сын.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4