Учителя в душе и по призванию
Профессия учителя очень многогранная. Педагог не только даёт знания, но и решает проблемы своих подопечных, помогает, поддерживает, переживает, как за своих собственных детей, развивает, "даёт путёвку в жизнь". А если ты учитель в душе и по призванию, то рано или поздно станешь им...
12 июня исполнилось бы 93 года учителю Поддубновской школы Арисову Михаилу Сергеевичу.
Арисов Михаил Сергеевич родился в селе Поддубное в многодетной семье колхозников.
Окончив 7 классов, а тогда было семилетнее образование, Михаил решил стать трактористом. Сейчас, в век информатизации, трудно поверить, что эта профессия была престижной. О том, чтобы стать учителем, он даже не задумывался. Вместе с Волгужовым Павлом Михаил поступил в Карсунское ФЗУ. Вероятно, обучаясь в ФЗУ, он понял, что выбрал не ту профессию, поэтому поступил учиться на кинолога. Затем работал по специальности в Мелекесском районе. Но судьба и педагогическая профессия все же звали его на родину. Хотя до учительства было ещё очень далеко. Говоря о трудовой биографии Михаила Сергеевича, нельзя не вспомнить Прасковью Николаевну.
Прасковья Николаевна Арисова (Елисеева) родилась 03.01.1932 г. в селе Лапшаур Базарносызганского района в многодетной семье колхозников. В Лапшауре была только начальная школа, поэтому в дальнейшем Прасковья училась в Базарном Сызгане, где жила на квартире у родственников. По окончании школы перед ней не стоял вопрос :"Кем быть?" Она хотела быть учителем и поступила в Мелекесский учительский институт, который окончила по специальности "учитель русского языка и литературы". По распределению девушка была направлена в Поддубновскую школу и с августа 1952 года она приступила к работе. Как и всем приезжим русским учителям, в первые годы работы Прасковье Николаевне было очень трудно. Дети не знали или очень плохо знали русский язык. Если для коллег Прасковьи Николаевны "учителями" по мордовскому языку и "переводчиками" были квартирные хозяйки, то ей не повезло: её хозяйка была немая! Много раз отчаяние овладевало молодой учительницей, но тут вмешалась судьба: квартирная хозяйка была родственницей Арисовых, и в один из приездов Михаил Сергеевич и Прасковья Николаевна познакомились. Познакомились и... быстро поженились. Пришлось молодому мужу возвращаться на родину, ведь положенные три года Прасковья Николаевна ещё не отработала. Молодые поселились у Арисовых, но семья была многодетная, было тесно, поэтому перешли на квартиру, а потом начали строить свой дом. Михаил Сергеевич устроился участковым милиционером в Борисовку. Строительство дома, дети, жена - учительница и работа участкового милиционера - вещи несовместимые, поэтому пришлось эту работу оставить. Михаил Сергеевич стал работать страховым агентом в Бояркинском сельском совете, но эта работа находилась также далеко от дома. В 1963 году педагогическая судьба совершила свое дело : Арисов Михаил Сергеевич был принят в Поддубновскую школу учителем физической культуры. И понял, что нашёл свою профессию. Заочно окончил Сенгилеевское педагогическое училище, и всю жизнь посвятил работе с детьми.
Михаил Сергеевич был активным общественником: обладая вокальными данными, являлся участником клубного хора, а также выступал в трио, дуэтах и соло. В 1970 году в составе Поддубновского хора выступал на сцене Мемориального Центра в Ульяновске, открытие которого было приурочено к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Отметим, что песни хор исполнял на мордовском языке!
Прасковья Николаевна же посвятила всю себя любимой работе и семье. Она была знающим, ответственным педагогом, и руководство районного отдела образования оценило это: Прасковья Николаевна была назначена заведующей учебной частью и проработала в этой должности много лет. Завучем она была требовательным и хорошо знающим свое дело. Кроме того, она работала и в вечерней школе, поэтому школа и семья, а у Арисовых подрастали трое детей, поглощали все её время.
Так, в работе, семейных заботах, пролетело время. В 1987 году Прасковья Николаевна ушла на заслуженный отдых. Михаил Сергеевич также работал в школе до выхода на пенсию в 1991 году.
Можно ли считать этих людей счастливыми? Конечно, да. Они создали семью, построили уютный гостеприимный дом, вырастили трех достойных детей, и всю жизнь посвятили своей любимой работе - обучению и воспитанию подрастающего поколения, воплотив в жизнь свое призвание.
Комментарии 1