🗿Главный смысл Праздника - попросить у реки много рыбы, задобрить духов для успешной рыбалки на весь сезон.
В этот день ковранские ительмены чествовали и "кормили" древнего духа с головой человека, телом рыбы - Нузавуча. Именно под этим именем знания о нем дошли до нас. Хотя в разных источниках его называют и Дустехтичь, и Нустахчах.
📜С названием Праздника тоже не все так просто. Древний ительменский обряд был возрожден по крупицам. За основу взяли описание В.К. Арсеньева. Известный ученый, исследователь, путешественник, писатель В.К. Арсеньев в 1918 году прибыл на Камчатку с целью исследования условий хозяйственного освоения долины реки Камчатки. В описании обряда исследователь учитывает время – ледоход на реке.
Это знаменует начало хозяйственного цикла, обновление и возрождение Природы после долгого зимнего сна. Впереди "рыбацкая страда" и сборы дикоросов.
🐟Впервые жители и гости смогли увидеть возрождённый обряд (плетение косы, украшение ветки ольхи рыбой, кормление Нузавуча и др.) весной 2012 года. А праздник назвали "Вскрытие реки Каврал". В последующие годы праздник часто переносили на чуть поздние даты по чисто техническим причинам: погодные условия, занятость артистов ансамбля "Эльвель" в других проектах и т.д.
И, поскольку вскрытие реки оставалось позади, менялись и названия: "День первой рыбы" (сейчас его отмечают и в краевой столице), "Праздник корюшки" (фестиваль с таким названием проходит ежегодно в Северной столице), "Праздник Благодарения реки Каврал"...
Последние годы остановились на третьем варианте, а проводить мероприятие стали в июне. Но верно ли это не только с точки зрения сохранения самой традиции, но и практической? Кормим Нузавуча (Кнусч! - Ешь!), делаем подношения реке (Тле, клих зэлном! - Вот, возьми дары!) и просим дать нам больше рыбы. Ну а корюшка-то уже вовсю идёт! Гольца ловили еще в мае... Рыбакам не до веселья: работа кипит и на реке, и в море. А тут, как известно, "один месяц весь год кормит"...
Конечно, вопросов тут не избежать. И мы активно обсуждали их на нашем Празднике. Традиции должны жить и быть бережно хранимы каждым ковранцем. Но по-настоящему "работать", передаваться из поколения в поколение они могут только тогда, когда они прочно вплетены в канву быта и уклада жизни народа.
Этим мы в перспективе и займемся. И, думается, что возвращение "к истокам", к празднику "Вскрытия реки Каврал", проводимому во время весеннего ледохода, уже неизбежно...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1