В этой рубрике расскажем о быте коренного народа - шорцы.
Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи.
Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:
1.горнотаёжная (южная), проживают в области, именуемой с 20 века Горной Шорией;
2.лесостепная (северная), шорцев из этой группы называют абинцами.
Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область.
Жизнь шорцев всегда была оседлой. Обеспечением семьи занимался мужчина, женщина же вела хозяйство. Особенностью считалось проживание родами: несколько семей объединялись в общины и занимали определенную территорию.
Традиционные жилища этого этноса – шалаш и юрта. Шалаш представлял собой временный дом из досок и бревен. Ставили его на пашнях и в лесах. В южных поселениях он был всесезонным: зимой его утепляли слоем бересты и землей. Юрты также были срубными с берестяной крышей. После прихода русских шорцы стали строить деревянные избы.
Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.
Охотились шорцы круглый год.
Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До 19 века охотились с использованием лука, затем начали применять ружье, которое получали от русских купцов. В те времена охотой занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба, присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и орехов, которые в 19 веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже у русских заимствовали пчеловодство.
В горных и степных районах было развито земледелие. Сеяли здесь пшеницу, рожь, ячмень. Из ржаной или пшеничной муки пекли круглые хлебы «калаш» и лепешки «терптек», из ячменной крупы варили «юшу» и добавляли в похлебку.
Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство.
Свяэывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству.
В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство.
У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.
Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
Фото Музей - заповедник "Томская Писаница".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9