Татьяна Пельтцер, Рина Зеленая и другие: 8 любимых «бабушек» в советском кино
В советском кино бабушки были особенными персонажами — мудрыми, добрыми, порой строгими, но всегда настоящими. Эти роли становились визитной карточкой многих актрис, которые своим талантом и обаянием навсегда оставались в сердцах зрителей. Они были символом уюта, домашнего тепла и мудрости, которая передается через поколения.
В этой подборке мы вспомним 8 самых любимых советских «бабушек», которые подарили нам незабываемые образы. Татьяна Пельтцер, с её неподражаемой манерой говорить и жестами, стала воплощением народного юмора и доброты. Рина Зеленая, известная не только ролями бабушек, но и неподражаемым голосом в дубляже, всегда добавляла особую душевность своим персонажам.
Эти актрисы показывали на экране, что возраст — это не ограничение, а богатство опыта, любви и жизненной силы. Они напоминали нам о семейных ценностях, тепле домашнего очага и уважении к старшему поколению. Каждый их образ — это маленький шедевр, полный искренности и неподдельной душевности.
Татьяна Пельтцер, любимая «бабушка» советского кинематографа, не имела профессионального актерского образования. Искусству сцены она обучалась у своего отца, известного актера Ивана Пельтцера. Всенародная популярность пришла к ней лишь в 49 лет после выхода на экраны экранизации спектакля «Свадьба с приданым», где ее яркая роль Лукерьи завоевала сердца зрителей. С 1953 года Пельтцер начала активно сниматься в кино, воплощая характерных персонажей, которые запоминались даже в эпизодах. Она стала символом энергичных пожилых женщин, сыграв в таких фильмах, как «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Солдат Иван Бровкин», «12 стульев», «Формула любви», «После дождичка в четверг» и многих других. Ее фильмография насчитывает десятки ярких образов, навсегда оставшихся в истории кино.
Любовь Добржанская посвятила большую часть своей карьеры театру и концертным выступлениям как певица, а в кино снималась нечасто. Среди ее ярких ролей — бабушка Айбала в «Адаме и Хеве», властная Антонида Васильевна в «Игроке» и мать главного героя в драме «В четверг и больше никогда». Настоящий успех пришел к актрисе в 61 год, когда она сыграла маму Юрия Деточкина в культовой комедии «Берегись автомобиля», сделавшись знаменитой практически мгновенно. В 1975 году Добржанская вновь покорила зрителей, исполнив роль мамы Жени Лукашина в «Иронии судьбы», которая стала ее знаковой. Этот образ принес актрисе народную любовь, а узнаваемость на улицах превратила ее в символ теплоты и домашнего уюта. Интересно, что Добржанская и Мягков были знакомы еще до съемок фильма, благодаря совместной работе в спектакле «Восхождение на Фудзияму».
Константин Станиславский однажды предсказал, что Анастасия Зуева «всегда будет старухой» на сцене и экране, и оказался прав: именно образы бабушек принесли актрисе славу. Ее актерская карьера была насыщенной, но зрители по-настоящему заметили ее только в 1960 году, когда Зуева, уже в возрасте 64 лет, сыграла Коробочку в экранизации «Мертвых душ». Она блистала в ролях бабки Марфы в «Живет такой парень», Матрены в «Воскресенье», Пошлепкиной в «Ревизоре». Однако особенно тепло ее запомнили дети 70-80-х годов: именно она открывала сказочное окошко перед началом таких фильмов, как «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса». Эта роль бабушки-рассказчицы навсегда закрепилась как визитная карточка актрисы.
Екатерина Зеленая, известная как Рина Зеленая, начинала свой творческий путь с эстрадных выступлений, затем перешла в театр, а в 38 лет ее жизнь связала с кино. В 1939 году она написала вместе с Агнией Барто сценарий комедии «Подкидыш» и сама сыграла там домработницу Аришу. На протяжении многих лет актрисе доставались небольшие роли — генеральш, гувернанток, посетительниц, секретарш. Однако настоящая популярность пришла к ней в 70-х. Зеленая украсила такие фильмы, как «Сказка о потерянном времени», «12 стульев», «Операция Ы», «Внимание, черепаха!», «Про Красную Шапочку». Но наибольшую любовь зрителей она снискала благодаря роли мудрой Черепахи Тортиллы в «Приключениях Буратино» и неподражаемой миссис Хадсон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Эти образы сделали ее по-настоящему народной актрисой.
Евгения Ханаева впервые появилась в кино в возрасте 45 лет, сыграв эпизодическую роль в фильме «Человек без паспорта». Долгое время режиссеры не баловали актрису значимыми ролями, пока в 1976 году Владимир Меньшов не предложил ей сыграть учительницу Марию Девятову в фильме «Розыгрыш». Этот образ принес Ханаевой всенародную любовь — актрисе писали письма, спрашивали совета по педагогике и благодарили за искренность. С тех пор ее кинокарьера начала набирать обороты. Ее героини — эмоциональные, категоричные, уверенные в своей правоте женщины — становились украшением каждого фильма. Роли мамы оператора Родиона в «Москва слезам не верит», мамы героя Евгения Евстигнеева в «По семейным обстоятельствам» и мамы ученого Николая в «Блондинке за углом» запомнились зрителям на долгие годы.
С детства мечтая о сцене, Галина Стаханова не решилась поступать в театральный вуз. Она долго работала в самых разных сферах: в ГИТИСе, на «Мосфильме», в Дворце спорта «Лужники». Однако ее тяга к актерству привела в театр МГУ, где она получила первые роли. Там ее заметил Евгений Евтушенко, пригласивший в фильм по своему сценарию. Так, в 43 года началась ее успешная кинокарьера. Хотя имя актрисы часто не указывали в титрах, зрители не могли не заметить ее яркую, выразительную внешность и харизматичное присутствие в кадре.
Любовь Соколова рано начала свой путь в кино и посвятила ему 60 лет. Главные роли выпадали ей редко, но она мастерски воплощала образы добрых, верных жен, заботливых матерей и душевных бабушек. Ее называли «всесоюзной киномамой», и это звание актриса полностью оправдала. Среди ее самых известных ролей — мама Нади в «Иронии судьбы», жена Ивана Приходько в «Белорусском вокзале», заведующая детским садом в «Джентльменах удачи», мама Нади в «Самая обаятельная и привлекательная». Соколова также играла простых и искренних героинь: учительницу истории в «Авария — дочь мента», проводниц, доярок и вахтерш. Она считала, что даже самая небольшая роль может быть значимой, если ее исполнить с душой.
Комментарии 8