Александр Зацепин. Как Гайдай Зацепину нервы мотал.
Таких музыкантов, как Александр Зацепин, единицы. Его мелодии без преувеличения знают абсолютно все. Среди режиссеров ходила легенда: чтобы фильм или спектакль стал успешным, нужно обязательно пригласить Зацепина в композиторы.
За выносливость и невозмутимость друзья называют его “Железный Шурик”. Зацепин вообще отличается особенным жизнелюбием и удивительным спокойствием. Это отмечают все, кто хоть раз общался с ним лично. Благодаря здоровому образу жизни и ежедневным физическим нагрузкам Зацепин и после 90 моложав и подвижен.
Нашу жизнь невозможно представить без его мелодий. Но мир мог и не узнать композитора Зацепина.
В детстве Александра больше увлекала радиотехника и акробатика. Он хотел стать спортсменом и наверняка добился бы успехов на этом поприще. Всерьез Зацепин стал заниматься музыкой благодаря службе в армии.
Попал он туда потому, что нахватал “хвостов” в Новосибирском институте военных инженеров транспорта. 1945 год. Февраль. До окончания войны оставались считанные месяцы. Как и каждый мальчишка того времени, Зацепин мечтал попасть на передовую.
-В Омске я познакомился с солдатом. Он мне говорит: -Мы завтра на фронт уходим. Пойдем, к нам встанешь.
Я пошел к ним и встал в строй. Старшина
проходит: -Так. А это кто?
-Я говорю: -Солдат Зацепин.
-У меня такого нет.
-Тут же место есть. Возьмите меня.
-Нет. Не положено. - И выгнал меня.
Вот так я не попал на фронт.
Александр Зацепин.
Ему не удалось попасть на фронт, зато армия помогла определиться с выбором жизненного пути. Именно во время службы он стал мультиинструменталистом, освоив, помимо рояля, аккордеон, кларнет, балалайку.
Талантливого парня заметили и взяли аккомпаниатором в Новосибирскую филармонию.
Одна из гастрольных поездок состоялась по Казахстану. Это был август. Период приемных экзаменов. Зацепин решил попробовать поступить в музыкальное училище. А ему сказали, что в училище ему уже нечему учиться, и посоветовали идти в консерваторию. Так Зацепин попал в консерваторию в Алма-Ате.
Казалось бы, случайность, но оказалось, что это перст судьбы. Дипломной работой Зацепина стал его первый балет “Старик Хоттабыч”. И его поставили на главной балетной сцене Казахстана: в Алма-Атинском театре оперы и балета. После премьеры постановка просуществовала там 12 лет.
Музыка Зацепина ассоциируется прежде всего с кинематографом. Кто не знает слова: “Есть только миг между прошлым и будущим” из “Земли Санникова”. Его мелодии, такие знакомые, звучали по всей стране. И нередко становились популярнее самих фильмов.
По-настоящему счастливым билетом для Зацепина стала лента “Наш милый доктор”. Прозвучавшая там песня “Надо мной небо синее” прославило его на всю страну.
На молодого композитора обратил внимание сам Леонид Гайдай. Вскоре Зацепин переехал творить из Алма-Аты в Москву. Так в его жизни начался новый крутой поворот.
Это был один из самых счастливых и плодотворных периодов в жизни композитора. Ведь именно Зацепин написал музыку ко всем известным комедиям Гайдая. Но это сотрудничество едва ли можно назвать легким. Гайдай опасался работать с Зацепиным, ведь он был еще новичком.
Опасения были не беспочвенны. Он снимал эксцентрические комедии, в которых композитору требовалось особое музыкальное чутье и вкус. Но то, что сделал Зацепин, вряд ли бы смог придумать кто-то другой. Ведь он не боялся экспериментировать. Для своих мелодий он стал извлекать музыку из предметов. Казалось бы, совсем для этого не предназначенных.
Это было время творческого полета. В этот период Александр Зацепин познакомился с поэтом Леонидом Дербеневым. Тогда они еще не знали, что вместе напишут сотню вечных хитов, и союз продлится больше 30 лет. Это был не просто творческий тандем. Это было настоящее родство душ.
Зацепин писал мелодию. У Дербенева на нее рождались строки. Каждый хит имел свою судьбу. Подчас непростую.
Как же они намучились с песней о медведях. Ведь нужно было написать песню о советском человеке. Гайдай браковал одну работу за другим. Ему обязательно нужны были в песне слова о непростом советском человеке.
Ему все время казалось, что ту или иную песню петь не будут. Вместо непростого советского человека появился Медведь. Но на этом проблемы у будущего хита не закончились. Режиссер Леонид Гайдай в какой-то момент уперся и потребовал снова и снова переписывать слова.
-Он показал песню и своим недругам, и друзьям. Потом пришел к нам и говорит, что 50 процентов считают, что песня хорошая, остальные 50 - что неинтересная. Нужно писать новую.
Александр Зацепин.
Композитор отправился создавать новые варианты в Ивановский Дом творчества и написал там еще пять мелодий.
-Я записал мелодии на пленку и написал: Лёня, я считаю, что третья мелодия самая хорошая. Но если ты хочешь что-то еще лучше, я больше ничего не смогу написать. Возьми другого композитора. Возьми Бабаджаняна.
Он пишет мне ответное письмо: “Третья вроде неплохая песня. Но все равно не то. Я возьму Бабаджаняна”.
Александр Зацепин.
Такую реакцию Зацепин воспринял с присущим ему олимпийским спокойствием. Он вернулся в Москву писать заявление об уходе. Но в редакции с этим категорически не согласились.
Могущественный директор “Мосфильма” Иван Пырьев самолично порвал заявление. Он приказал Зацепину и Дербеневу немедленно вернуться в Алушту на съемочную площадку “Кавказской пленницы”. Но режиссер встретил их без энтузиазма.
-Тоже нервы мотал. Мы зашли в гостиницу, в большой зал. За столом сидит эта троица: Никулин, Вицин, Моргунов. Никулин запел мотив песенки о медведях. Моргунов с Вициным подхватили. -Отличная песня. Мы же сразу запомнили, - сказал Никулин.
-Мне нужно, чтобы народ пел. А не вы трое. Вы артисты.
И все. Приехали в никуда. Я ему сказал, что Пырьев порвал заявление.
-А что мне Пырьев, - заявил он. Хлопнул дверью и ушел.
Александр Зацепин.
Но съемочный процесс уже был в разгаре. Поэтому режиссер все же решил оставить в фильме Зацепина и Дербенева. После успеха “Кавказской пленницы” во все свои следующие фильмы Гайдай приглашал в композиторы только Зацепина.
Об уникальной студии Зацепина, которую он оборудовал в собственной квартире, ходили легенды. Она превосходила все профессиональные студии Советского Союза. Магнитофон, пульт и микшеры Зацепин самостоятельно спаял из того, что удалось достать на радиорынке. Здесь проявился и его невероятный талант звукорежиссера.
В этой студии он записал все песни Аллы Пугачевой, с которыми она стартовала на вершину музыкального Олимпа. И саундтрек к фильмам “Женщина, которая поет”, “Земля Санникова” и многим другим успешным кинолентам.
Мелодии Зацепина мгновенно становились любимыми не только в СССР, но и на Западе.
Продюсеры ведущих мировых звукозаписывающих фирм наперебой предлагали Зацепину контракты. Его музыка нравилась за рубежом. Но советская действительность не разрешала выйти композитору на международную высоту.
Поэтому, когда появилась подходящая возможность, композитор на несколько лет уехал творить во Францию. Но уже в 1986 году вернулся в Советский Союз.
В жизни Александра Зацепина было немало горя. Его сын Евгений от первого брака умер совсем молодым.
Вторая жена Светлана подарила ему вторую дочь Лену. Но супруга скончалась, не дожив до пятидесяти.
С третьей женой, тоже Светланой, они счастливо прожили больше 20 лет. А затем Александр Сергеевич снова овдовел. Женщины всегда влюблялись в него. Красивый, талантливый, интеллигентный, тактичный.
Но для самого Зацепина тихое счастье - это семья. Его дочь, внук и правнук. Они живут во Франции. Несмотря на все сложности, с которыми Зацепин столкнулся на своем пути, он сохранил многогранный талант и любовь к делу всей своей жизни.
Александр Зацепин не может жить без музыки. И продолжал работать, даже когда ему было за 90.
-Надо все время стараться радоваться и жить на улыбке. Кислород в музыке. А без кислорода очень плохо.
Александр Зацепин.
Комментарии 7