Чтобы помнили...
Борис Бабочкин 18 января 1904 — 17 июля 1975
Советский актёр, режиссёр театра и кино, педагог.
Народный артист СССР (28.09.1963).
Родился в семье железнодорожника.
Мать - Анна Маркеловна, увлекалась театром, имела коллекцию фотографий знаменитых провинциальных актеров.
Отец служил в железнодорожном ведомстве.
Старший брат Виталий был актером (умер молодым).
Первое выступление Бориса на сцене состоялось благодаря отцу. Путейцы решили устроить большой новогодний праздник с концертом, в котором были задействованы членов семей железнодорожников. Семья Бабочкиных вывела на сцену сразу двух исполнителей: четырехлетнего Бориса и его старшего брата Виталия. Концерты проходили на праздниках новогодней ёлки в Саратове, Покровской слободе и на станции Красный Кут. Братья Бабочкины выступали с декламацией стихов поэта Некрасова.
В 1912-1919 годах учился в 1-м Саратовском реальном училище.
Участвовал в Гражданской войне: в пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.
Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре под руководством А. И. Канина.
Рано осознал в себе актерский дар. По рассказу самого Бабочкина, его учитель Канин сказал ему: «Или ты будешь одним из лучших актеров страны, или умрешь на берегу Волги под лодкой».
В августе 1920 года уехал в Москву с рекомендательным письмом к Немировичу-Данченко, где поступил сразу в две театральные школы - в студию М. А. Чехова и в Государственную студию «Молодые мастера», где учился у И. Н. Певцова, но вскоре покинул студию М. А. Чехова.
После окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.
В 1921 году, вернувшись в Москву, актёр ненадолго поступил в Московский драматический театр под руководством В. Г. Сахновского.
В 1922-1923 годах - актёр Воронежского драматического театра (ныне Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова).
В 1923-1925 годах - актер Театра имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), играл в постановке «Шторм» В. Н. Билль-
Белоцерковского (роль - Братишка).
В 1925-1926 годах служил в Костромском драматическом театре им. А. Н. Островского.
В 1926-1927 годах - актер Самаркандского драматического театра, в 1927-1928 - Театра Сатиры в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова).
В 1928-1929 годах - актер Театра КВЖД в Харбине.
В 1929-1932 годах выступал на сцене театра Народного дома в Ленинграде, был задействован в постановке «Первая Конная» Вс. В. Вишневского (роль - Сысоев).
В 1932-1936 годах служил в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (сейчас Александринский театр).
В 1936-1940 годах Бабочкин был актёром, в 1937-1938 - главным режиссёром, а в 1938-1940 годах - художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького (сейчас - имени Г. А. Товстоногова) в Ленинграде. Играл в постановке «Дачники» М. Горького (роль - Влас).
В 1940-1945 годах - актёр и режиссёр Театра имени Е. Вахтангова в Москве.
Работал также в театрах Могилёва, Бердичева, Пишпека.
В 1951-1952 годах - режиссёр Национального театра Софии (Болгария), участвовал в работе периферийных театров, преподавал в Театральной академии.
По возвращении в СССР, в 1952-1953 годах, был главным режиссёром Московского драматического театра им. А. Пушкина, а в 1954-м - актёром Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки.
В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни.
В кинематографе Бабочкин-актёр дебютировал в 1928 году в фильме «Мятеж».
Мировую известность принесла ему роль Чапаева, сыгранная в 1934 году в одноимённом фильме.
Впервые в советском кино актер, исполнивший главную роль в картине, стал полноправным соавтором фильма. Экранный образ знаменитого красного командира Гражданской войны вытеснил личность реального исторического Чапаева благодаря исключительной яркости и блеску актерского исполнения Бабочкина. Чапаев в его исполнении обрел уникальную индивидуальность, в этой работе Бабочкин запечатлел тип человека революционной эпохи и показал русский национальный характер. Сыгранный Бабочкиным командир Красной армии был одновременно и талантливым военачальником, и мудрецом, и вместе с тем - деспотом, обладавшим причудливым сплавом различных качеств. Живость и обаяние образа, воплощенного Бабочкиным, сделали Чапаева истинно народным героем, фольклорным персонажем, героем притч и анекдотов.
В 1934 году по личному указанию
Сталина 30-летнему Борису Бабочкину присвоили звание народного артиста республики. В то время «народными» были всего несколько человек – Станиславский, Немирович-Данченко,
Нежданова.
Роль Чапаева оказалась ролью всей жизни Бориса Бабочкина, хотя сам он так не считал. Однополчане Чапаева и его родной сын говорили о сходстве актера и сыгранного им героя, хотя документальные кадры тех лет утверждают обратное. Это сходство было создано талантом, мастерством и трудом актера. При этом нужно отметить, что в революционные годы Бабочкин служил в той самой армии, в состав которой входила 25-я Чапаевская дивизия, он знал командарма Авксентьева, комиссара штаба армии Макарова, и был прекрасно знаком с жизнью рядовых бойцов.
Позже, в статье «30 лет спустя», Бабочкин писал: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью... И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал!.. Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью».
Дочь актера Наталья Борисовна Бабочкина рассказывала: «О зрительской любви к «Чапаеву» тут нашему поколению и говорить нечего. А молодежь если и не видела этого фильма, то хотя бы слышала о нем. Но сама роль Чапаева неоднозначно сказалась на творческой судьбе Бориса Андреевича. Как-то в одной из передач радио «Свобода» американские критики отметили «страстность и эмоциональность» героя, считая, что «Чапаев представляет собой лучшее, что было в революции». А мне кажется, что слово «революция» можно заменить другим понятием. Бабочкин воплотил характер истинно народного героя, рожденного защитить людей от бед и несправедливостей, не жалеющего себя ради других. О Бабочкине-Чапаеве Андрей Тарковский говорил так: «Весь он как бриллиант, где каждая грань контрастирует с другой, из чего и вырастает характер, ...герой-человек, и в этом его бессмертие».
Начало Великой Отечественной войны застало Бабочкина в Риге, где он вместе с режиссером С. Тимошенко снимал фильм «Мертвая петля» о летчике Сергее Уточкине, чью роль сам исполнял. Съемки этого фильма были прерваны войной, и затем не возобновились. Тем не менее, всю Великую Отечественную войну, не считая поездок в осажденный Ленинград, Борис Андреевич продолжал сниматься.
За годы войны он снялся в главных ролях в полнометражных фильмах «Оборона Царицына», «Непобедимые», «Актриса», «Фронт» и «Родные поля». Последняя картина стала режиссерским дебютом Бабочкина в кино. Вместе с А.Босулаевым он поставил картину на «Мосфильме», рассказав в ней о жизни подмосковной деревни в военное время.
В 1947 году на экраны СССР вышла поставленная Борисом Андреевичем на студии «Мосфильм» картина «Повесть о «Неистовом», посвященная Великой Отечественной войне. Эта картина показывала на экране героический труд команды эскадренного миноносца «Неистовый», несшего патрульную службу по защите от фашистов транспортных судов союзников на севере СССР.
Снялся в целом ряде других картин. В последний раз появился на экране в 1975 году в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» в роли Сэма Боулдера.
На протяжении многих лет Борис Бабочкин занимался педагогической деятельностью: с конца 1930-х годов преподавал в студии при Большом драматическом театре, с 1944 - во ВГИКе (Москва), где руководил актёрской мастерской.
В 1966 году получил звание профессора.
Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.
Жена - Екатерина Михайловна Бабочкина (1906-1988), балерина. В браке родились две дочери: Наталья Борисовна Бабочкина (род. 1929) и Татьяна Борисовна Бабочкина.
Скончался Борис Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве. В тот день Бабочкин получил в театре отпускные, отвез статью в «Известия» и поехал в штаб кинофестиваля. Возле «Метрополя» ему стало плохо. Он сумел припарковать свою «Волгу» к тротуару, никого не задев в потоке машин, и рухнул на сиденье: сердце остановилось.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Фильмография:
1928 - Мятеж - мятежник Караваев
1930 - Заговор мёртвых - красноармеец
1932 - Возвращение Нейтана Беккера - Микулич
1932 - Первый взвод - Макар Бобрик
1934 - Дважды рождённый - Дубовик
1934 - Чапаев - Чапаев
1935 - Подруги - Андрей
1937 - Большие крылья - конструктор Кузнецов (запрещен к показу)
1938 - Друзья - Алексей
1941 - Чапаев с нами (короткометражный) - Чапаев
1942 - Оборона Царицына - поручик Молдавский
1942 - Непобедимые - инженер Родионов
1942 - Актриса - Марков
1943 - Фронт - Огнев
1944 - Родные поля - Иван Владимирович Выборнов
1947 - Повесть о «Неистовом» - Никитин
1948 - Повесть о настоящем человеке - командир полка
1950 - Великая сила - Лавров
1954 - Тревожная молодость - секретарь ЦК КП(б) Украины
1959 - Аннушка - Иван Иванович
1964 - Братья Васильевы (документальный)
1968 - Скучная история. Из записок старого человека (фильм-спектакль) - Николай Степанович
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - Сэм Боулдер
1975 - Достигаев и другие (фильм-спектакль) - Василий Достигаев
Режиссёрские работы :
1944 - Родные поля (совместно с А. Ф. Босулаевым)
1947 - Повесть о «Неистовом»
Сценарии :
1966 - Дачники
Озвучивание :
1958 - Сказ о Чапаеве (анимационный)
Комментарии 1