Как снимают кино
Оператор Генрих Маранджян (1926-2011), о котором я начал рассказ в предыдущем посте, снял на камеру 40 картин, включая несколько анимационных лент. Его кинодебют – эстонский фильм «Счастье Андруса» (1951), а последняя картина – «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998).
Между ними ленфильмовская классика: «Шинель» (1959), «Балтийское небо» (1960), «Порожний рейс» (1962), «Рабочий поселок» (1965), «В городе С.» (1966), «Плохой хороший человек» (1973), «Единственная» (1975), «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), «Магия черная и белая» (1983), «Воскресный папа» (1985) и др.
На фото режиссер Иосиф Хейфиц и оператор Генрих Маранджян на съемках фильма «Ася» (1977) по одноименной повести Тургенева.
Вот как Генрих Саакович рассказывал о своей работе:
«Собственно создание кинопространства – это и есть работа оператора. Здесь надо иметь определенное видение мира. У живописца оно свое, у оператора – свое. Оператор ищет характерное состояние объекта в изображении, пытается найти его на натуре и выясняет, в какой момент дня, месяца это можно "поймать", как это можно воссоздать. Словом, рождается впечатление, которое потом фиксируется на пленке.
В картине "Порожний рейс" мы месяц работали в настоящем холодильнике, рядом с замороженными продуктами. Нам дали комнату на складе, где находился НЗ города. В Ленинграде тогда стояла жара, а у нас действие происходило зимой. Мне нужно было, чтобы зрители увидели людей, которые умирают, замерзая, чувствовали их дыхание, как идет пар изо рта; играли великолепные актеры Александр Демьяненко и Георгий Юматов. Десятки находок и предложений было, но лучше настоящего реального холода ничего не придумаешь.
Мне очень важна правда. В "Балтийском небе" мы утопили подо льдом, в мороз, настоящий автомобиль, причем с зажженными фарами, которые медленно гаснут под водой. Несколько дней мучился, готовясь к съемке. В ход пошли шланги, провода, аккумуляторы, тяжелые болванки для груза, картонные коробки. Выпросил на аэродроме у знакомого пилота самолетные фары... Это такое фантасмагорическое дело, скажу вам! Только ненормальный человек может этим заниматься.
Фильм Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек" (по чеховской "Дуэли") нам разрешили снимать не на отечественной пленке, а на "Кодаке", который только-только появился в нашей стране. Мы подсчитали общий метраж картины и поняли, что его хватит, если будем все снимать по одному дублю, что практически невозможно! При киносъемке, как правило, снимается несколько дублей, чтобы потом отобрать нужный.
Но мы всю картину снимали по одному дублю. Репетировали столько, сколько требовала сцена, и когда видели, что все хорошо, тогда снимали».
Нет комментариев