Чтобы помнили...
Надежда Федосова 19 апреля 1911 — 14 декабря 2000
Советская актриса театра и кино.
Заслуженная артистка РСФСР (1958).
Надежда Федосова родилась 19 апреля 1911 года в Москве.
Отец - Капитон Федосов, служил дворником у князей Голицыных, потом стал старшим кучером. «Происхождения мы самого что ни на есть благородного», - шутила по этому поводу актриса.
Родная сестра ее прадеда была кормилицей князей Голицыных.
У нее было три сестры - Вера, Анна и Татьяна, а также брат Андрей. Все они были очень дружны и общались до конца жизни. Ее сестра Анна Капитоновна работала водителем в правительственном гараже.
Рано осталась круглой сиротой. «Мы рано осиротели и жизнь свою строили сами, с помощью советской власти», - говорила она.
Хотя Надежда Федосова родилась в Москве, но свое детство провела под Ряжском - в селе Нагайское, на родине отца. Надежда Капитоновна вспоминала, как мыла пшено, толкла его в ступе, как ела блинчики-каравайцы.
В возрасте 15 лет Надежда окончила фабрично-заводское училище, далее работала на фабрике «Красные текстильщики». И стала активно участвовать в самодеятельности.
В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького, где объявили набор на должность инструктора культурно-массовой работы. И подружки, с которыми Федосова выступала в самодеятельности, посоветовали ей пойти работать в парк. И она устроилась организатором досуга трудящихся масс. Во время работы проявила хорошие организаторские способности и фантазию: «Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец - сама и песни пела, и плясала, и дурочку валяла», - рассказывала актриса.
Именно в парке Горького на нее обратил внимание тогдашний начальник Театра Красной армии Владимир Евгеньевич Месхетели. Он убедил талантливую девушку пойти в студию при театре, которой руководил легендарный режиссер Алексей Дмитриевич Попов.
В 1938 году окончила Театральное училище при Центральном театре Красной Армии. Далее ее приняли в труппу театра и сразу же ввели в спектакли. В Центральном театре Красной Армии она сыграла немало главных ролей. Стоит отметить, что до войны Театр Красной армии считался одним из лучших в Москве. Там служили Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Владимир Зельдин. В этот блестящий состав вписалась и Федосова.
Поначалу Надежду Федосову, как самую молодую актрису, прикрепили к Фаине Раневской.
В Центральном театре Красной Армии она играла в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Сердце не камень», «Учитель танцев» (ее партнером был Владимир Зельдин).
После начала войны она вместе с мужем эвакуировалась в Ульяновск (там супруг налаживал работу оборонного завода авиаприборов). Некоторое время работала сборщицей на заводе.
В 1942 году Федосова вернулась в Москву и ее включили во фронтовую бригаду. Вместе с ней служил и поэт Алексей Фатьянов - автор знаменитой песни «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». После окончания войны нарком обороны вынес артистке Федосовой благодарность.
После войны недолго играла в Московском областном драмтеатре.
В 1946 году Александр Константинович Плотников начал создавать Московский театр драмы и комедии на Таганской площади. Он позвал туда Федосову. Она согласилась.
В 1946-1966 годах - актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке. Федосова была плотно занята в репертуаре, стала одной из ведущих актрис. Играла роль Марьицы в знаменитом спектакле «Каширская старина», который выдержал свыше тысячи показов.
Среди других работ актрисы в театре на Таганке: Комиссар - «Оптимистическая трагедия»; Мать революционера - «Десять дней, которые потрясли мир» (реж. Ю. Любимов).
Когда в 1964 году театр возглавил Юрий Любимов, то Федосова его горячо поддержала. Одним из первых поставленных Любимовым спектаклей стали «Десять дней, которые потрясли мир». Однако постепенно у нее стали отнимать главные роли. Знаменитой актрисе приходилось выходить на сцену даже в массовке.
В 1966 году актриса приняла решение покинуть театр. В ряде источников отмечается, что Федосова ушла из Театра на Таганке, не сработавшись с Любимовым. В то же время ее внук эту версию опровергал. По его словам, с Юрием Петровичем актриса не ссорилась, объясняла свое решение так: «Я актриса другого театра, в этот вписаться не могу. Зачем мне, старой тетке, маячить здесь и гундеть, что все не так? У Любимова своя манера, свой стиль, свои актеры, способные воплотить его идеи. Я много чего могу, чего не умеют они, но это не нужно режиссеру. К чему путаться у него под ногами?». После ухода из театра сохранила теплые отношения с коллегами.
В кино начала сниматься поздно - в возрасте 50 лет. Дебютировала в 1961 году в роли рабочей Потаповой в фильме Владимира Басова «Битва в пути» - истории о том, как в эвакуации налаживают работу завода.
Заметной стала роль Татьяны Максимовны в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?». В этой ленте свои первые роли в кино исполнили будущие звезды Андрей Миронов и Евгений Жариков. Фильм вызвал дискуссию в прессе и в идеологических инстанциях. Картину не выпускали на экран целый год, окрестив «идейно ошибочным произведением». Райзман стал ее любимейшим режиссером.
В 1962 году сыграла в картине «У твоего порога» - киноповести режиссера Василия Ордынского о Великой Отечественной войне. За эту работу в 1964 году она получила приз «Golden Gate» Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую женскую роль второго плана.
Надежда Федосова проявила себя как выдающаяся характерная актриса, воплотившая на киноэкране непростой образ русской женщины. Ее называли «Мать советского кинематографа». На экране она много раз воплотила роль матери (а позже и бабушки) - как правило, женщины с тяжелой судьбой.
В числе ее лучших работ - картины «Женщины» (тётя Груша, мать Альки), «Мать и мачеха» (Ефросинья Степановна Смалькова, мать Фильки), «Мачеха» (Анфиса Васильевна, мать Шуры), «Журналист» (Варвара Васильевна Аникина), «Впереди день» (Марья, мать Василия и Валентина).
Дважды была замужем.
Первый муж - Алексей Кувшинов, военный. Вышла за него замуж в 1930 году в 19 лет. Муж пропал без вести в октябре 1941 года.
В браке родилась дочь Вероника, стала ученой.
Внук - Андрей Азовский, профессор, доктор биологических наук.
Второй муж - Давид Львович Анапольский, ученый, занимался созданием ядерных реакторов. Поженились во время войны и прожили вместе 43 года.
После смерти второго мужа Надежда Федосова замкнулась, избегала общения. Много времени Надежда Капитоновна проводила под Ряжском, занималась огородом. Жила артистка очень скромно - настолько, что даже соседи узнали о том, что она звезда советского кино только после ее смерти. Умерла в кругу семьи, опекаемая дочерью и внуком 14 декабря 2000 года. Похоронена на Донском кладбище в Москве.
роли в кино
1988 Двое и одна :: баба Маша
1987 Под знаком Красного креста :: Агафонова
1980 Дом у кольцевой дороги :: Надежда Казимировна
1977 Личное счастье :: Паша
1976 Безотцовщина :: Анна Михеевна
1975 Такая короткая долгая жизнь :: Надежда Степановна
1975 Меняю собаку на паровоз :: бабушка Миши
1973 Свой парень :: уборщица
1973 Мачеха :: Анфиса Васильевна
1972 День за днём (фильм-спектакль) :: Анна Николаевна Муравьева
1970 Любовь Яровая :: Марья
1970 Впереди день :: Марья :: главная роль
1970 В лазоревой степи (киноальманах) :: мать :: главная роль
1969 Зинка (короткометражный) :: баба Саня
1968 Первая любовь :: княгиня Засекина
1968 Ма-аленькая (короткометражный)
1968 Люди, как реки... (короткометражный) :: Марья Васильевна
1968 Виринея :: Мокеиха
1967 Три дня Виктора Чернышёва :: Тетя Таня
1967 Твой современник :: Мария Сергеевна
1967 И никто другой :: Дарья Васильевна
1967 Журналист :: Варвара Васильевна Аникина
1966 По тонкому льду :: Надежда Петровна Пароконная
1966 Неуловимые мстители :: Дарья
1966 Верность матери :: Прасковья Осьмихина
1965 Женщины :: тётя Груша
1965 Друзья и годы :: Надежда Афанасьевна
1964 Свет далекой звезды :: Филонова
1964 Мать и мачеха :: Ефросинья Степановна Смалькова
1964 Где ты теперь, Максим? :: соседка Генки Потапова в разрушенном доме
1964 Вызываем огонь на себя :: мать Кости Поварова
1962 У твоего порога :: мать
1961 Битва в пути :: Ольга Семеновна Потапова
1961 А если это любовь? :: Татьяна Максимовна
Комментарии 2