Смириться с потерей жены не смог. Трагическая история любви режиссера Климова
В 1979 году, за неделю до 46-летия, Климов стал вдовцом, потеряв любимую — Ларису Шепитько. Высокий, красивый, в самом расцвете сил, Элем еще мог быть счастлив — многие актрисы были бы рады составить ему пару. Да только ему никто не был нужен. Он не искал ни новой любви, ни претендентки на второй брак. И не потому, что не хотел мачехи для шестилетнего Антона. Хотя и это имело большое значение — в квартире на стене висел портрет мамы и жены Ларисы. Других фотографий и женщин видеть в своем доме Климов не желал.
Когда не стало и режиссера, их историю любви назвали самой трагической в советском кинематографе.
Закончил ее фильм и назвал его «Прощание»
Она была самой красивой студенткой ВГИКа. На вступительных экзаменах ей даже предложили пойти на актерский факультет. Но «рабская профессия» Ларису не привлекала (тем не менее она снимется в шести картинах, в том числе в эпизоде «Карнавальной ночи»). Шепитько видела себя по другую сторону камеры. И стала замечательным режиссером. Многие мужчины-коллеги завидовали.
Путь ее оказался нелегким. Тем не менее за неполные 17 лет творчества она сделала шесть фильмов (вместе с дипломным «Зноем», взявшим несколько призов). Не все шесть получились блистательными. Но за «Крылья» и «Восхождение» многие были благодарны режиссеру — и снимавшиеся у нее актеры, и зрители.
Климов и Шепитько. Каждый из них был личностью, заявившей о себе уже на стадии диплома. Каждый стал большим режиссером, не идущим на компромиссы. Если нельзя было снимать то, что они считали правильным, предпочитали не снимать ничего.
Климов прожил 70 лет, у него вместе с дипломной лентой «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — всего семь художественных фильмов. Но «И все-таки я верю...» — картина Михаила Ромма, которую Климов заканчивал вместе с коллегами. То есть самостоятельных — тоже шесть картин. Как и у Ларисы. После ее преждевременной смерти Элем Германович снял только «Прощание» (у Шепитько фильм должен был называться «Матера», она провела подготовительный этап) и свою главную картину — «Иди и смотри», тяжело давшуюся и самому Климову, и актерам. Особенно Алексею Кравченко, который был еще школьником.
Как уживались в одном доме два крепких режиссера, два сильных характера? Иногда — тяжело. Самым сложным для обоих оказался период признания картины Ларисы «Восхождение». В Советском Союзе фильм не хотели пускать в прокат. Но в 1977 году он получил несколько призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине и стал первой советской лентой, удостоенной высшей награды — «Золотого медведя».
Шепитько стали приглашать за границу, она много ездила, общалась с мировыми звездами, которые восхищались и ее красотой, и талантом. Элем Климов в это время сидел в Москве. И в буквальном смысле не находил себе места. Его «Агония» пришлась не ко двору, возникли серьезные проблемы с выпуском ленты на экраны. Режиссер был буквально раздавлен и однажды даже ушел из дома. Лариса вернулась из очередной заграничной поездки, а мужа — нет.
К счастью, она нашла его у друзей, супруги обстоятельно поговорили. И больше подобных историй не возникало.
Заболев, попросил ее приехать
Хотя в то, что они будут парой и проживут вместе 16 лет, мало кто верил. Не верили, кажется, и они сами. В Ларису были влюблены едва ли не все молодые люди ВГИКа. В том числе и Климов. Невероятно интересный мужчина, мастер спорта по баскетболу и гребле, с чувством юмора и на пять лет старше Ларисы, он пришел во ВГИК уже с дипломом МАИ. Однако его ухаживания она принимать не хотела. А он был настойчив. И однажды — наверняка с тайной мыслью — попросил ее приехать, когда лежал с ангиной. Шепитько пожалела Климова. С этого все и началось.
Когда на съемках диплома в Киргизии Лариса заболела желтухой, на площадку ее порой выносили на руках. Съемки-то она закончила. Но монтировать фильм помог Элем.
В 1963-м они поженились. Спустя десять лет родился сын Антон. Но и тут все было непросто. Во время беременности Лариса упала, повредила позвоночник, и врачи настаивали на аборте. Шепитько уже было 35 лет — она рискнула рожать. Мальчик родился здоровым. Казалось, теперь все проблемы позади. В том числе разные недуги, то и дело подстерегавшие супругов. В основном из-за стрессов, связанных с работой.
Но в 1978 году Лариса получила предостережение от болгарской прорицательницы Ванги. Приступая к работе над «Матерой», Шепитько уже знала, что это будет ее последняя работа. И говорила, что умрет в 41 год. Все так и вышло. Но никто не думал, что вокруг ее смерти будет столько мистики, столько знаков судьбы...
Рано утром, после суток работы, Лариса на служебной «Волге» отправилась с коллегами на съемки к озеру Селигер. В районе поселка Редкино Калининской области водитель заснул, автомобиль понесло на встречку. А там — грузовик с кирпичами. Ими и накрыло «Волгу». В тот момент Элем Климов был дома и в ужасе открыл глаза: ему приснилось, что Лариса погибла...
Он закончил начатый женой фильм, сделал документальную ленту «Лариса». Но смириться с потерей любимой так и не смог.
Последние 18 лет Элем Климов ничего не снимал. Жил практически затворником. И ждал, когда судьба снова соединит его с Ларисой. Потому что по-прежнему любил ее. Может, даже сильнее...
Комментарии 8
так что, понять что он чувствовал, я прекрасно могу
"... Ты не можешь НЕ ПОВТОРИТЬСЯ.
Ведь у меня хранится ТВОЯ ресница"