Чтобы помнили...
Сергей Поначевный ![🌷](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/1f337@2x.png)
![🌷](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/1f337@2x.png)
20 марта 1908 — 24 ноября 1986
Советский актёр кино и театра
Народный артист РСФСР.
Сергей Леонтьевич родился в Санкт-Петербурге. Его отец работал конторщиком в частной типографии, участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера интендантства, с приходом к власти большевиков служил в советских учреждениях. Мать занималась домашним хозяйством.
Сергей учился сначала в начальном училище, затем – в 111-й советской школе. В 1920 году, в связи с тяжёлым материальным положением семьи, оставил учёбу и поступил работать каталем на Первую государственную мельницу имени В.И. Ленина. В середине 1923 года перешёл в школу ФЗУ при Петроградском заводе «Большевик», однако во время учёбы «заразился» кино и, едва её окончив, в 1926 году поступил на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, в мастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Параллельно, чтобы иметь средства на существование, до 1928 года работал механиком на заводе «Большевик».
По окончании техникума в 1929 году Сергей Поначевный был принят в актёрский штат ленинградской кинофабрики «Союзкино» (позднее – «Ленфильм»). За год до этого, в 1928-м, впервые «засветился» на экране в эпизодических ролях фильмов «Луна слева» и «Не так страшен чёрт», затем продолжил сниматься в небольших ролях и эпизодах, играя разных по статусу и национальностям персонажей: красного командира («Обломок империи»), немецкого студента («Города и годы»), околоточного («Златые горы»), работника отдела образования («Одна»). Вскоре в его кинобагаже появились первые значимые роли: Безайс («По ту сторону»), Санька («Человек за бортом»), Панас («Счастье»), архитектор-холостяк («Наследный принц Республики»), продемонстрировавшие разностороннее актёрское дарование Поначевного. В дальнейшем это ему помогло благополучно преодолеть приход звука в кино, перестроиться на новые принципы работы перед камерой. Однако занятое им положение в кино, творческая недореализованность, видимо, до конца его не удовлетворяли, и в 1935 году он решил перейти в театр. Им стал Ленинградский новый ТЮЗ, на сцене которого Поначевному удалось расширить свои актёрские возможности. Там им были сыграны: Трентчке («Продолжение следует» А.Я. Бруштейна), Варлаам («Борис Годунов» А.С. Пушкина), Мухояров («Правда – хорошо, а счастье – лучше» А.Н. Островского), Семён («Двадцать лет спустя» М.А. Светлова) и другие роли. Параллельно актёр продолжал сниматься в кино, но крайне редко и незначительно, поэтому его выбор в пользу театра оказался как нельзя кстати.
В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сергей Леонтьевич добровольцем ушёл в ряды народного ополчения, служил в составе Куйбышевской дивизии. Вскоре, по инициативе Николая Черкасова, из актёров-ополченцев организовался Театр армии народного ополчения, и Поначевный стал его участником. В октябре этого же года театр был передан Дому Красной армии имени С.М. Кирова и преобразован в агитвзвод для обслуживания частей и соединений Ленинградского фронта. В составе этого коллектива актёр служил до момента демобилизации в 1943 году. За свои боевые заслуги он был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1943 году Сергей Поначевный поступил в труппу Ленинградского городского театра (с 1944 года – Ленинградский драматический театр, с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской), работал на его сцене до конца жизни, войдя в число ведущих артистов. За 43 года сыграл множество самых разных ролей – от драматических до характерно-комедийных.
После долгого перерыва в 1977 году Сергей Поначевный удачно снялся в кино в фильме Валерия Ланского «Приезжая», в котором сыграл Семёна Арсентьевича Баринева, отца главного героя, своенравного деревенского старика. Образ получился очень живым, наполненным своеобразием и хорошим юмором. Через год актёр сыграл ещё одного деревенского жителя в фильме «На новом месте», но фильм оказался слабым, да и роль Поначевного была плохо прописана, не оставив артисту широты актёрского полёта. Возможно, по этой причине, или в силу уже немолодого возраста больше на экране Сергей Леонтьевич не появлялся.
Сын — актёр Константин Сергеевич Поначевный (1945—2005).
Ушёл из жизни 24 ноября 1986 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище.
(По материалам с сайта "Всегда со мною" Алексея Тремасова)
Фильмография:
1930 — Города и годы — человек в трактире
1930 — По ту сторону — Безайс
1931 — Одна — работник отдела образования (нет в титрах)
1931 — Человек за бортом
1932 — Лес
1932 — Счастье
1933 — Солдатский сын — слесарь Алексеев
1933 — Частный случай — Левко
1934 — Наследный принц Республики — архитектор
1934 — Чудо — Лунин
1935 — Совершеннолетие — Мамаев
1936 — На отдыхе — Михаил Сергеевич Лавров, лётчик
1938 — Комсомольск — комсомолец-дезертир (нет в титрах)
1964 — Ноль три (Таллинфильм) — милиционер
1965 — Жизнь Галилея (фильм-спектакль)
1967 — Мятежная застава — Михалыч, сторож (нет в титрах)
1967 — Первый президент (телефильм) — Андрей Сухов
1977 — Приезжая — Семён Арсентьевич Баринев, отец Фёдора
1978 — Возвращение на круги своя (телефильм) — Лев Николаевич Толстой
1978 — На новом месте — Милохин («Блоха»)
Комментарии 1