Но сама она влюблялась редко.
Маргарита Терехова все детство провела за кулисами. Ее мама, ведущая актриса передвижного Свердловского театра Галина Томашевич, воспитывала дочь одна. Супруга Бориса Терехова забрали на фронт, когда женщина еще носила под сердцем ребенка. К сожалению, на войне мужчину контузило, он потерял память и в семью уже не вернулся.
Своего отца Рита впервые увидела уже будучи взрослой девушкой. Всю свою последующую жизнь Борис Иванович прожил в Кемеровской области, работал в театре, вновь женился, у него родились еще две дочери.
Галине Станиславовне приходилось часто брать дочь с собой на работу. К пятилетнему возрасту Рита выучила весь репертуар матери и могла с легкостью изобразить любой ее спектакль от начала до конца.
Когда малышке исполнилось шесть, она сильно простудилась. Чтобы поднять ребенка на ноги, женщина приняла решение переехать в теплый Ташкент, где проживала ее старшая сестра. Здесь Рита окончила среднюю школу с золотой медалью. Здесь же добилась немалых успехов в спорте, став капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу.
Девушка всерьез задумывалась только о спорте и точных науках, считая, что это единственное главное дело в ее жизни. Но долго играть в баскетбол не получилось. Нужно было выбирать профессию. И Терехова отнесла документы на физмат Среднеазиатского госуниверситета.
Однако спустя год поняла, что это совсем не ее. И без всякой подготовки, без какого-то элементарного представления о том, что требуется абитуриенту, отправилась покорять театральные ВУЗы Москвы. Естественно, она везде провалилась! Последним в ее списке оказался ВГИК, в общежитии которого у нее украли деньги.
Сердобольные старшекурсники решили помочь девушке и предложили ей сняться в научном документальном фильме. Роль бессловесной лаборантки давала Маргарите возможность подзаработать на обратную дорогу домой.
Но в студийных коридорах она услышала, что главреж театра им. Моссовета Юрий Завадский набирает курс в свою студию. Причем это был редкий случай— такое происходило только раз в 10 лет.
Мастер не сомневался, что среди "забракованных" абитуриентов окажутся талантливые ребята, которые ему понравятся. Так и вышло. Маргарита Терехова стала одной из самых блестящих его выпускниц.
Еще студенткой девушка имела счастье выходить на сцену театра и могла учиться у таких прославленных корифеев сцены, как Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Владимир Сошальский, Ия Саввина и Фаина Раневская. Пусть в массовке, эпизодах, но на одной сцене! Это был принцип Завадского: учить молодых рядом с мастерами.
Но наряду с видимыми успехами на сцене Тереховой приходилось в Москве буквально выживать. Общежитие театр не предоставлял, и девушка скиталась по дальним родственникам, подружкам. Иногда каким-то чудом удавалось оставаться на ночлег в общежитии ВГИКа.
Галина Станиславовна помогала дочери деньгами, но их едва хватало на пропитание. Чтобы купить себе одежду или сапожки об этом не могло быть и речи.
Комнату в общежитии Рита получила уже когда стала частью труппы театра Моссовета. Здание находилось в аварийном состоянии, в комнате было холодно, грязно и бегали мыши. Чтобы привести ее в порядок, ей пришлось сделать небольшой ремонт. Но даже после этого там было практически невозможно жить.
К счастью, в театре было много работы, и актриса приходила домой лишь переночевать.
Телезрителям Маргарита Терехова запомнилась сразу после выхода фильма «Белорусский вокзал», где ей посчастливилось сниматься вместе с такими мэтрами кинематографа, как Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Нина Ургант.
Правда, юная актриса уже тогда отличалась на редкость взрывным характером, что делало сотрудничество с ней очень непростым. Рита запросто могла ослушаться режиссера и поступить по-своему, что, впрочем, быстро прощалось вздорной и самоуверенной девчонке.
Еще через два года актриса снялась в картинах «Монолог», «Моя жизнь» и «Четвертый», где ей вновь повезло с партнерами: Михаил Глузский, Алиса Фрейндлих, Вацлав Дворжецкий, Армен Джигарханян, Лев Дуров и Владимир Высоцкий.
Но одним из самых главных событий в своей жизни она считала встречу с Андреем Тарковским. Позже она назовет их совместную работу в картине «Зеркало» своей лучшей школой, а самого режиссера — гением.
Все то время съемок актриса вспоминала как "сказку" и "сплошное наслаждение". А сам фильм — "загадочнейшей тайной", и в первую очередь потому, что никто из актеров не знал его сюжета заранее.
По задумке Тарковского, все действия на площадке должны были проходить импровизационно, а вместо сценария артистам выдавались лишь маленькие листочки с текстом, который они должны были сами дополнять.
Был между ними роман или нет, но на съемках картины Терехова по-настоящему была счастлива. По ее словам, она любила учителя как "подлинного художника высшего класса". А он видел в ней только одну женщину. Ту самую, о которой и снял свою картину — Марию Ивановну Вишнякову, свою мать.
После этого она работала с режиссером всего один раз. Но именно Терехову называли «актрисой Тарковского». Спустя три года главреж Ленкома Марк Захаров предложил режиссеру поставить "что-нибудь по своему вкусу". Тарковский пригласил тогда "своих" актеров, среди которых оказалась и Маргарита: в постановке «Гамлет» ей досталась роль Гертруды.
Перед премьерой Андрей Арсеньевич провел всего шесть репетиций и выпустил спектакль, который получился великолепным. И зрители, и, что немаловажно, критики оценили его по достоинству.
К сожалению, гениальных режиссеров уровня Тарковского в жизни Тереховой больше не было. Так получилось, что после «Зеркала» артистку долгое время на "Мосфильме" не снимали. Ее приглашали на пробы и даже утверждали, но в последний момент все срывалось. Если бы не киностудии других союзных республик, об актрисе Тереховой совсем скоро бы все забыли.
Не выпускали Маргариту и за рубеж.
Зато Тарковский вывел Терехову на совершенно иной творческий актерский уровень. В ее карьере практически не было места "проходным" ролям: «Синяя птица», «Кто поедет в Трускавец?», «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера».
Роль Миледи досталась ей не сразу, ее должна была исполнить Елена Соловей. И только после того, как та отказалась, режиссер Юнгвальд-Хилькевич решился позвонить Маргарите. Готовясь к роли коварной интриганки, актриса разыскала информацию о прототипе, много читала, даже переписывала сценарий.
На площадке она была сложная, взрывная и несговорчивая. Говорили, что и в театре, и на съемочной площадке от нее доставалось всем. И актерская манера ей была присуща такая же — яркая, неукротимая, в чем-то даже дерзкая.
В «Собаке на сене» Терехова в буквальном смысле отлупила Михаила Боярского в сцене любовного объяснения: наносимые ее пощечины были настолько сильны и реалистичны, что у главного героя Теодора пошла из носа кровь и полились слёзы. Но, как потом признавался Боярский, он даже не обиделся, а только восхитился темпераментом этой красивой женщины.
Маргарита действительна была прекрасна: стройная, с длинной пшеничной косой и необычайно большими выразительными глазами, она вызывала неизменный восторг у мужчин.
Первым мужем Тереховой стал студент-однокурсник Вячеслав Бутенко. Но всего через полгода станет ясно, что брак стал ошибкой молодости.
Затем в ее жизни случилась еще одна попытка построить семью. Режиссер и сценарист Алексей Габрилович безумно влюбился в Риту, когда та училась на последнем курсе института. Мужчина поселил невесту в родительском доме и собирался на ней жениться.
Казалось, вот ее женское счастье. Однако Габрилович поднял на Риту руку. Простить это она ему так и не смогла.
С болгарским актером Саввой Хашимовым актриса познакомилась во время съемок картины «Бегущая по волнам», где исполняла сразу две роли. Уже популярный в своей стране артист влюбился в Маргариту мгновенно, она ответила ему взаимностью.
Вернувшись из Болгарии, Рита узнала, что беременна. О том, чтобы избавиться от ребёнка, речи не шло. Хотя в театре от нее ждали именно этого, поскольку только что утвердили на роль в «Живом трупе».
Вот только Савва был женат. Но едва узнав, что его возлюбленная ждет ребенка, прислал ей письмо, в котором обещал развестись и жениться на ней. Уже через месяц молодой актер примчался в Москву делать Рите предложение.
Своей жилплощади у молодой семьи не было, поэтому первое время приходилось ютиться в той самой комнате театрального общежития. Туда же принесли и новорожденную дочь Аню. Савва был заботливым отцом: кипятил пеленки, бегал утром на молочную кухню, гулял с дочкой.
Однокомнатную квартиру Тереховой дали, когда Анечке исполнилось семь месяцев. А еще через полтора года семейной жизни счастье Маргариты рухнуло. Молодого мужа очень раздражала всё возрастающая популярность супруги, когда сам он оставался не у дел.
В дальнейшем Терехова признавалась, что муж Савва был самой большой любовью в ее жизни. В распаде семьи актриса винила только себя. По ее словам, вовремя не проявив женскую мудрость и теплоту, она потеряла дорогого человека, вместо того, чтобы стать по-настоящему счастливой.
В Болгарии Савва вновь женился, но никогда не забывал о том, что в Москве у него осталась дочь. Он общался с ней вплоть до самой смерти в 2012 году. Дружны сейчас между собой и его дети: Николай, Анна и Яна.
После развода личная жизнь артистки долго не складывалась. Да и времени не было, хотя мужчины теряли от нее голову. Так к ее ногам упал Марис Лиепа. Танцор с мировым именем очень любил Риту и ужасно ревновал. Но Терехова сама поставила на их отношениях крест, мужчина был женат, а рушить чужую семью она больше не хотела.
В 1981 году артистка неожиданно для окружающих родила сына Сашу, которого решила воспитывать в гордом одиночестве.
Кто был отцом второго ребенка, доподлинно неизвестно. Вокруг беременности актрисы ходило много слухов и разговоров. Сама же она в одной из бесед с журналистами обмолвилась:
Все эти годы у Александра Терехова(мать дала ребенку свою фамилию) не было настоящего отца. Хотя, еще будучи беременной, Маргарита вышла замуж за начинающего режиссера Георгия Гаврилова. Благородный 21-летний мужчина женился на ней, и Саша родился уже в браке.
В поспешном браке женщина увидела выход, решение своей проблемы. Ведь она очень боялась, что восточный муж решит внезапно забрать сына, поскольку по законам его страны мальчик должен воспитываться непременно отцом.
Но построить счастье с безумно влюбленным в нее режиссером Гавриловым не получилось. Едва сыну исполнилось полтора года, Маргарита решила с мужем расстаться: уехала с полуторагодовалым Сашей в отпуск, а вернувшись, указала на дверь.
Есть мнение, что отцом Александра мог быть бывший руководитель одной из крупных трикотажных фабрик в Таджикистане Сайфиддин Тураев. Якобы актриса познакомились с ним, когда снималась на студии «Таджикфильм» в картине «Кто поедет в Трускавец?».
Журналисты несколько раз пытались выйти на связь с мужчиной, но тот на контакт не шел. И даже на вопрос, знаком ли он с актрисой Маргаритой Тереховой, признался, что встречался с ней несколько раз в начале восьмидесятых, но с тех пор видел только на экране.
Актриса никогда не оставалась без должного мужского внимания: Ей приписывали романы с Игорем Тальковым, режиссером Михаилом Косыревым и даже Александром Домогаровым.
В первой половине 80-х годов Терехову лишили сцены. По официальной версии, она находилась в декретном отпуске по уходу за сыном. А по другой — ее уволили. Однажды Маргариту внезапно вызвали на замену заболевшей коллеге. Выезжать нужно было в другой город, где проходили гастроли театра. Но ей не с кем было оставить ребенка, и она отказалась.
Это увольнение подкосило артистку. Сначала она собрала небольшой коллектив "Балаганчик", с которым гастролировала по стране. Именно в это время и произошло ее знакомство с уже ставшим знаменитым Игорем Тальковым, который выступал вместе с ее группой по всему Советскому Союзу.
А вот близкие уверены: у них были куда более нежные отношения. 27-летний Тальков был влюблен в 41-летнюю Маргариту, но сама она бросаться в пучину страсти не спешила.
Около 3-х лет они вместе разъезжали с концертами, а потом музыкант ударился в политику, и совместные гастроли двух звезд закончились. После его трагической смерти артистка долго не могла оправиться от шока.
Возвращение Тереховой на сцену родного театра Моссовета случилось в 1987 году. Она вернулась в восстановленный спектакль «Царская охота». Правда, никому ничего не простила. Помнила всех, кто против нее выступал, и отказывалась выходить с ними на сцену.
Еще спустя шесть лет на экспериментальной сцене театра Моссовета "Под крышей" Маргарита Борисовна поставила спектакль по автобиографической пьесе Лорки «Когда пройдет пять лет». По праву режиссера себе она взяла роль Маски.
В этом спектакле Терехова работала со студентами второго курса. Позже одну из актрис заменила ее дочь Анна, а также был задействован 12-летний сын Саша.
В середине 90-х народная артистка сыграла госпожу Вальтер в спектакле «Мой милый друг» по роману Мопассана. Альфонса Дюруа исполнил Александр Домогаров. Ни о каком романе между актерами речи не было.
После Лорки Терехова решилась выступить как кинорежиссер, создав художественный фильм «Чайка» по Чехову. Именно в этой картине ей удалось наконец-то объединить свою работу и свою семью — в главных ролях снялись её дети. Саша сыграл Треплева, Анна — Нину Заречную. Многие тогда осудили актрису. Но всем недоброжелателям она резко отвечала:
Маргарита Борисовна Терехова давно не появляется на экране и не дает интервью. Женщина, которую сравнивали с огненной стихией и называли божественной постепенно уходит в себя, но продолжает светить для тех, кто рядом.
Вот уже более 10 лет актриса страдает от тяжкого недуга — болезни Альцгеймера, лишившей её возможности полноценно жить и тем более работать.
Народная артистка не узнает детей и внуков, которые предпочитают не показывать ее в таком состоянии журналистам. Они решили — пусть зрители запомнят ее не беспомощной старухой, а такой, какой она была в свое лучшее время: гордой, своенравной и очень красивой. А еще великой и всеми любимой...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев