В фильме «Мама», снятом к 90-летию народной артистки БССР и СССР Галины Макаровой, есть кадры, где она ничего не произносит, просто молчит. Но ее лицо, ее глаза такой выразительности, что, кажется, можно смотреть бесконечно.
Сама Галина Климентьевна считала, что официальная дата ее рождения - 27 декабря 1919 года. Это ошибка. На самом деле она на три года старше! Актриса вспоминала, как в 1921 году в дом принесли ее новорожденную сестричку Шуру.
- Мама рассказывала, что при этом ее носик торчал над столом «во-о-от так». Рост большой для ребенка, да и не может малышка в три года так все помнить! - говорит Татьяна Костюнина. - Никто из пяти детей в семье моей матери толком не знал дату своего рождения. При оформлении документов возраст давали «на глаз». Вот и «омолодили».Следующее ошибочное мнение касается имени Макаровой. Ведь по документам она - Агата Апанащик. А Галиной стала только в театральной студии. Актриса Валентина Семенюк вынесла вердикт: «Будем звать тебя Галиной, Агата - деревенское, неблагозвучное для сцены имя». Фамилию Макарова артистке «подарил» первый муж.
В детстве Агата была хулиганкой. Соседи за несносный нрав прозвали девчушку Бубен.... Естественно, прошлое отца сказывалось и на детях, которым не давали ни учиться, ни работать.
За лучшей долей 16-летняя Агата уехала из Старобина в Минск. Сначала устроилась домработницей, а потом - санитаркой в больницу. Отец ее подружки был влиятельным чиновником. Он, рассмотрев в девушке талант, добился, чтобы ее допустили до экзамена в студию при Купаловском театре. При этом сказал комиссии: «Если не примете эту девочку, совершите огромную ошибку».
Еще во время учебы в театральной студии Галина начала заниматься мотоспортом. Однажды даже въехала в витрину магазина! Потом увлеклась верховой ездой, а на бывшем стадионе «Пищевик» метала копье.
В театре актриса встретила будущего первого мужа. Иван Макаров увидел Галину на сцене и сразу после спектакля пробрался за кулисы, чтобы познакомиться... Юная актриса безумно влюбилась в ослепительного красавца военного. Оставила театр и поехала за мужем в Москву.
- Она очень любила своего Ивушку, поэтому и не смогла простить измены, - рассказывает дочь актрисы. - Ведь с войны он вернулся с фронтовой женой - и сразу подал на развод. А мама к тому времени уже прошла собеседование в Театр им. Вахтангова. Говорила, что муж в ответ на рассказ о новой работе сказал: «Да кому ты там нужна?» Не выдержав обид, мама с моим братиком уехала в Минск, где вновь вышла на сцену Купаловского. Но до конца жизни Иван был ее единственной любовью. Моего отца, своего второго мужа - актера Купаловского театра Павла Пекура она уважала, ценила, а любила того - сама об этом говорила. Когда мама узнала, что Макаров умер, у нее случился гипертонический криз. Любопытно, что первый муж изменил свое отношение к работе бывшей супруги. Когда она приезжала в Москву, Иван Семенович звонил в гостиницу и горделиво спрашивал: «Не здесь ли остановилась народная артистка СССР? Это ее родня!» А еще я помню, что мама любила дождливую погоду - могла часами сидеть с папироской у окна. Говорила, что, наверное, такая тяга к ненастью родом из прошлого: «Иван ведь был гуленой, и я думала, что в дождь он будет сидеть дома и никуда не пойдет».
- Как-то во дворе нашего дома мама увидела милицию, - продолжает Татьяна. - Зашла в подъезд, а там - испуганный парень. Она сразу завела его к нам домой, напоила чаем, потом, узнав обстановку на улице, сообщила: «Все ушли». Юноша очень благодарил маму и все повторял: «Поверьте, я ничего страшного не совершил!» А еще у нас жил лилипутик Сенечка. Дело в том, что у нас снимали квартиру гастролирующие циркачи. И им уже нужно было уезжать - как Сенечку парализовало. Родственники могли за ним приехать только через месяц - и мама взяла уход за Сеней на себя. Сама носила его на руках, мыла, он для нее как ребенок был.
Вообще Галина Макарова в детях души не чаяла - не только в своих, но и в чужих.
- Сколько раз она хотела кого-то усыновить! Долгое время мама водила меня в больницу к девочке Тонечке. И потом сообщила нам с папой, что хочет взять ее к нам. А через какое-то время мы перестали навещать Тонечку. Мама сказала: девочку забрали родственники. Уже через годы узнала, что малышка умерла от белокровия... А еще помню, как однажды мы шли к маме на работу. И она увидела, что по улице ведут целый класс детей из детского дома, - они все были одинаково одеты. Возле Купаловского театра долгие годы работала мороженица - такая колоритная рыжеволосая женщина. И мама, не зная, как порадовать детей, купила им всем эскимо.
В кино Макарову привел режиссер «Ленфильма» Сергей Микаэлян, в 1976 году решивший снять драму «Вдовы» о двух старушках, которые ухаживали за чужими могилами. Он искал непримелькавшиеся лица и нашел двух актрис - Галину Скоробогатову и Галину Макарову.
- После этого она шагала из фильма в фильм. Ей всегда доставались колоритные роли, на «Ленфильме» ее даже прозвали «Жан Габен в юбке». Но в каждой картине она была органична, натуральна. На съемках «Вдов» мама и Скоробогатова прямо в сценических одеждах ходили гулять. Так, в местной столовой их приняли за своих, говорили: мол, чего вы, бабки, тут расселись? А на нашей Комаровке за мамой бабульки бегали, спрашивали: не из одной ли мы деревни?.. Но вообще мама подустала от амплуа «бабушки» - мечтала об исторических ролях. Когда увидела Римму Маркову в роли настоятельницы монастыря в «Гардемаринах», воскликнула: «Ах, как бы я это сыграла!»
- Бабушка разной была: могла и слово нецензурное к месту вставить - она была просто специалистом в этой области, - вспоминала внучка актрисы Настя. - А еще я просто не представляю ее без чашки кофе и сигаретки «Беломорканал». В день она могла выкурить несколько пачек.
Бабушка была самым добрым человеком на свете! Как-то она увидела пьяного на лавочке у нашего подъезда. Принесла ему подушечку, укрыла одеялом. На утро человек ушел и оставил белье сложенным. На следующий день он пришел с конфетами и стал расспрашивать во дворе о своем благодетеле. На что ему старушки на лавочке ответили: «Ну, такое могла только Макарова сделать».
Дача в 30 километрах от Минска была любимым детищем Галины Макаровой. Там она разбила целый ботанический сад. Семена диковинных растений привозила со всех командировок и гастролей, заветные пакетики ей присылали из разных уголков Союза. На участке артистки росло 100 кустов пионов! Машины у Галины Климентьевны не было - на дачу она ездила на электричке.Как-то ее спросили, кем вы могли стать, если бы не были актрисой. На что получили ответ: «Ну, председателем колхоза». Она была просто одержима землей: после спектакля могла рвануть на дачу и при луне полоть грядки. Землю таскала прямо из леса на спине. Очень любила этот уголок и умерла там. Был конец сентября, и она все просила отвезти ее на дачу, чеснок перебрать...Там ее сердце и остановилось...
О том, что стала народной артисткой СССР (несмотря на то, что никогда не состояла в партии), Галина узнала из газет. А к властям обратилась только один раз: когда в ее семье появилась внучка - и в двухкомнатной квартире ютились пять человек. Макаровой отказать не могли - и выделили жилье.
Ни один человек в театре не знал о ее происхождении. Она молчала и вечно строила из себя простолюдинку. Хотя потом эти бабки, которых она играла, так ей надоели. Ведь в молодости она была разноплановой актрисой - и Шекспира играла, и русскую классику. А какой Кикиморой она была в «Аленьком цветочке»! Она себе и смех ведьмарский придумала, и трюки всякие. Актриса, которая после нее играла эту роль, уже не делала их. А мама хваталась за кулисами за лиану, ее отпускали в нужный момент, и она пролетала над сценой сначала в одну сторону, затем в другую.
Но звездный час в театре пришел к актрисе, когда Андрей Макаенок написал специально для Макаровой «Лявониху на орбите». До этого Макарова играла или роли второго плана, или дублировала купаловскую приму Ржецкую. Если бы не Макаенок, Лужку в «Лявонихе» сыграла бы другая актриса. Но драматург сказал: не будет Макаровой, забираю пьесу. А кинослава пришла к ней, когда на экраны вышел фильм Сергея Микаэляна «Вдовы». Галине Макаровой было тогда 57 (!) лет. Режиссер тогда открыл сразу двух актрис - Галину Скоробогатову и Галину Макарову. Потом были картины «Белые росы», «Иван», «Осенние сны», «Белые одежды».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1