Чтобы помнили...
Фёдор Федоровский 15 февраля 1901 — 14 сентября 1985
Советский актёр
Фёдор Машкин
Родился в городе Обоянь Курской губернии. Его отец Алексей Васильевич Машкин был купцом первой гильдии, до революции имел собственную булочную лавку, после – работал счетоводом в Обществе взаимного кредита. Скончался от брюшного тифа в 1921 году. Мать Александра Ильинична Машкина (умерла в 1948 году) занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх сыновей и трёх дочерей.
Из них сразу трое сформировались творческими личностями. Старший сын стал художником, средний – артистом Театра кукол под руководством С.В. Образцова. Не отстал от них и Фёдор. Но прежде, чем избрать актёрскую профессию, в 1911 году он окончил трёхклассное начальное училище, затем, в 1916-м, Высшее начальное училище. С июня 1916 года по февраль 1917 года работал переписчиком в землеустроительной комиссии, с марта 1917 года по январь 1919 года – делопроизводителем Уездного комиссариата и Военно-революционного комитета в Обояни, с января по октябрь 1919-го – секретарём Обояньского отдела народного образования.
В октябре 1919 года Фёдор Машкин впервые соприкоснулся с искусством, будучи приглашён суфлёром в Обояньский театр наробраза. Всё увиденное там, видимо, глубоко отложилось в его душе и положило начало стремлению самому оказаться на сцене. Но прежде, чем это произошло, молодому человеку пришлось три года отслужить в Красной армии в качестве начальника гарнизонного клуба и инструктора политпросветотдела. Но это время не прошло для него даром. Службу в армии он смог совместить с учёбой на вечернем отделении Курского техникума сценических искусств и окончить его в 1922 году. Соответственно на момент демобилизации в июне 1923 года он был уже профессиональным артистом, что позволило ему сразу же начать сценическую деятельность
На протяжении следующих девяти лет он работал в театрах Курска, Винницы, Владимира, Харькова, Костромы, Ярославля. Играл самые разнообразные роли: драматические, героические, характерные. Среди них: Кошкин («Любовь Яровая» К.А. Тренёва), Васька Пепел и Бубнов («На дне» М. Горького), Годун («Разлом» А.А. Фадеева), Восьмибратов и Карп («Лес» А.Н. Островского), Нил («Мещане» М. Горького) и другие.
В августе 1932 года Фёдор Машкин был приглашён в труппу Ленинградского Красного театра (с 1936 года – театр имени Ленинского комсомола), став с того момента ленинградцем. Тогда же он взял себе сценический псевдоним – Федоровский, под которым и был известен все последующие годы. В Ленкоме окончательно сформировалось его творческое амплуа – социальный герой, сильный, мужественный, решительный, но не лишённый обаяния, юмора и характерных интонаций. В его галерею сценических образов добавились: Бессудный («На бойком месте» А.Н. Островского), следователь Ларцев («Очная ставка» Бр. Тур), матрос Дымов («Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина), генерал Ермолов («Кутузов» В.А. Соловьёва), Дробный («Чудак» А.Н. Афиногенова), адмирал («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука) и другие роли.
В 1934 году состоялся дебют Фёдора Федоровского в кинематографе в фильме Александра Файнциммера «Поручик Киже», оставшийся незамеченным. Первая его значительная работа – революционер Егор Лаврентьев в фильме «Амангельды» – случилась лишь только четыре года спустя. После этого актёр стал ежегодно сниматься, играя чаще всего людей в погонах. Тому способствовали его природная мужественность, статность, армейская выправка, помогавшие актёру быть убедительным в подобных образах.
В мае 1941 года Фёдор Федоровский уехал на съёмки в Сталинград в фильме «Оборона Царицына», и там был застигнут войной. Вызванный телеграммой в театр, он, из-за оборонного значения картины, не смог вернуться в Ленинград и вместе со съёмочной группой «Ленфильма» эвакуировался в Алма-Ату. Автоматически выбыв из труппы театра, Федоровский с того момента стал активно сниматься на Центральной объединённой киностудии, сыграл небольшие роли в фильмах «Антоша Рыбкин», «Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Секретарь райкома» и других.
По возвращении в Ленинград в июне 1944 года Федоровский был принят в актёрский штат «Ленфильма», где трудился до момента его расформирования весной 1949 года. После этого он полгода отработал начальником актёрского отдела «Ленфильма», затем вошёл в труппу Театра Балтийского Флота, репертуар которого носил, в основном, военно-патриотический характер. Но и этот коллектив в 1956 году прекратил своё существование, и Федоровский вернулся на «Ленфильм». Снова появившись на экране, актёр продолжил начатую ранее галерею военных, рабочих и социальных героев. Только теперь они были уже немного постаревшие, умудрённые жизненным опытом: матрос Игнатюк («Бессмертная песня»), сталевар Бирюков («Горячая душа»), Алексей Гаврилович («Человек с будущим»), машинист («Мандат»), Тимофей Павлович («Зимнее утро») и другие.
Параллельно съёмкам в кино Фёдор Федоровский освоил искусство дубляжа, войдя в число ведущих мастеров этого ремесла на «Ленфильме». Одновременно занимался укладкой текста, а с 1970 по 1974 годы трудился исключительно в этом качестве. На его счету несколько сотен картин («Часы капитана Энрико», «Поворот», «Три ночи любви», «Знамя кривого рога», «Поэма в камне», «Чувства» и другие).
В жизни Фёдор Алексеевич добрым, отзывчивым человеком, любил рассказывать байки. Дружил с Юрием Толубеевым, Павлом Кадочниковым. Выйдя на пенсию в мае 1974 года, остаток своей жизни провёл в кругу любимой семьи – супруги Тамары Васильевны, дочери Натальи, внучки Ирины. Скончался 14 сентября 1985 года. Захоронен в колумбарии Санкт-Петербургского крематория.
(По материалам с сайта "Всегда со мною" Алексея Тремасова)
роли в кино
1967 Мятежная застава :: эпизод
1966 Зимнее утро :: Тимофей Павлович
1964 Гамлет :: эпизод
1963 Мандат :: машинист
1960 Человек с будущим :: Алексей Гаврилович
1960 Люблю тебя, жизнь :: член парткома
1960 И снова утро :: гардеробщик
1959 Не имей сто рублей... :: швейцар
1959 Либерал (короткометражный) :: швейцар Егор
1957 Бессмертная песня :: матрос
1943 Фронт :: эпизод
1943 Белорусские новеллы
1942 Александр Пархоменко :: красный командир
1940 Голос Тараса :: танкист
1939 Мужество :: Быстров
1938 Амангельды :: Егор
1937, 1939 Великий гражданин
озвучивание
1966 Письма с острова Чудаков | Kirjad Sõgedate külast
1959 Токтогул
1957 На повороте | Pöördel :: Каллак
Комментарии 1