Чтобы было понять, что в стихах хорошо, а что плохо, предлагаем материал КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТИХОВ.
Редакция Журнала Окна
Источник https://stihi.ru/2010/01/21/621 За что нужно снижать оценки и на сколько баллов:
33. Нельзя употреблять фразы, требующие сказуемого, без этого сказуемого. Например, в стихе Кузнецовой Людмилы:
" А сирень закипает, а кофе горчит.
Фимиам сигареты пахучий.
Кто-то пристально смотрит, а сердце стучит...
Неужели мой давний попутчик?"
Строчка "Фимиам сигареты пахучий" требует какого-нибудь сказуемого.
34. Если Вы используете в стихе редко употребляемое и сложное для понимания слово, то вы сами должны точно знать его значение. За семантически неправильно употребляемое слово мы снижаем рейтинг на сумму от 1 до 4 баллов.
35. Обязательно нужно проверять, как звучит стих при чтении, чтобы избежать снижения оценки:
"Руби лихую голову!"
или вот такой детский стишок:
«Ах, у ели, ах, у елки,
ах у ели злые волки».
или вот такое:
"Они хотели пойти за ними,
а я — как они, как они, как они..."
или вот пример из нашёго конкурса
"Встану рывком, перемещусь к окну..."
(Алексей Крони Торопов)
Пушкин тоже оставил нам в наследие не очень куртуазно звучащие стоки. Вот хотя бы это:
"Я-дра-чистый изумруд":-)
36. За коверканье слов для подгонки их в строку: «долги годы», «злена трава», «увядших льстов круженье» и т.п. "Я сегодня в болезной горячке — Лихорадный румянец лица». Рейтинг снижается на 1-3 балла.
37.За использование без стилистической надобности разговорного написания слов: «звучанье», «решенье», «заклятье» снижение на 1 балл.
38. Перенос ударения на другой слог в угоду рифме:
"Лучше все, дорогая,
доводить до конца,
темноте помогая
мускулами лица".
(с) (И. Бродский)
Снижение на 1-3 балла.
39. Вставление для соблюдения размера строки «тот», «тут», «уж», «се», «он».
Снижение рейтинга на 1-3 балла.
"Молчите, то плачет та птица,
терновым шипом пронзена."
"Свой дар великий получив от Бога,
Hеровной поступью он начинает путь.
Страстями полнится его дорога,
Hо цель ясна: познать сей жизни суть".
"Взял тут Коля пылесос
И убрал ту кучу роз".
40. Употребление причастных и деепричастных оборотов, а также сложноподчинённых предложений, приводящее к полной путанице в определении того, к какому ЛГ принадлежит действие.
"Снижение на сумму от 1 до 4 баллов.
Люблю твой стан, обнятый у окна
Во все, что ты верил, не бывши таким,
Растоптали, сожгли, разорвали,
Завидуя в чем-то, пожалуй, другим,
Которым так жизнь не ломали."
"Доярка слезла с трибуны,
И на неё тут же взобрался председатель".
41. Если стих (без замысла автора) звучит так, что читателю так и хочется подставить непристойность, то мы снижаем рейтинг на 1-3 балла.
"Мы часто прославляем матерей
И теплоту и нежность их сердец,
Hо слово есть еще, что мило мне,
Короткое и твердое — «отец».
Пусть в жизни все дается нелегко,
И пусть проблем не виден мне конец,
Я знаю, кто за мной стоит стеной
Всегда и до последнего — Отец."
42. Рейтинг снижается при использовании только общеизвестных, затасканных образов, характеристик и сравнений:
«зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые», «ива плакучая», «клейкие листочки», «пот льёт градом»...
43. Рейтинг снижается при использовании только самых общих терминов: вместо «тополь» - «дерево», вместо «ялик» — «корабль», вместо «Жучка» или «овчарка» — «собака».
44. Рейтинг снижается, если вы перед тем, как употребить образное поэтическое сравнение заранее предупреждаете читателей словами: «как будто», «напоминая», «словно бы», «точно как» и т.п. «Жизнь похожа на сон».
45. Рейтинг снижается при употреблении странных до нелепости образов. (Здесь надо чувствовать границу между откровенной глупостью и обэриутством): «Волос седой у окошка виска», «не хочу теребить памяти тину». «А что имел он в жизни позади?» «Hочами гулкими я клял тебя — постой!» «И снегом колким замела сердечные пробелы».
46. Рейтинг снижается при заимствовании целых фраз из известных стихов и песен (если это только не сделано в целях компилятивного стёба): «Серый в яблоках конь», «Листья желтые над городом кружатся, нежным пологом они кругом ложатся». «Твои волосы пахнут ладаном».
47. В стихе у глаголов нужно соблюдать или совершенную форму или же несовершенную. Если у вас все глаголы в несовершенном виде, а потом вдруг в совершенном, то за это рейтинг снижается.
Например в стихе Сергея Шуговитова сначала все глаголы несовершенные (вытиралась, мылась, пахла), а потом вдруг ни с того ни с сего употребляетcя глагол совершенный - "завязала", и далее - "отдохну".
"Косолапая осень,
Заблудилась в лесу.
Листья-посланья
Побросала в росу.
Ковыляла старуха
Своею клюкой.
Птиц разогнала:
"Летите домой!"
Дождем она мылась.
Мхами немятыми
Она вытиралась,
Пахла опятами.
Паутиной седой
Завязала тропу.
Отдохну я немного,
И дальше пойду".
48. Рифмовка длинных существительных типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...» относится к слабым видам рифмы.
Рейтинг за это снижается.
49. Придаточное предложение в сложноподчинённом всегда относится к последнему существительному. При нарушении этого правила получается смысловая путаница, которая снижает рейтинг стиха. Вот хотя бы такой пример: "С трибуны слезла доярка, и на неё тут же взобрался председатель". Автор, естественно, имел в виду трибуну, но по правилам глагол относится к последнему существительному.
Есть даже анекдот на эту тему:
Деревенский кузнец сказал новому подмастерью:
- Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом. Так новичок-подмастерье сразу стал кузнецом.
50. Если Вам не о чем писать и это чувствуется по стиху, то рейтинг снижается.
"Мне не жаль бумаги,
Мне не жаль чернил.
Hо о чем писать мне,
Если свет не мил?"
51. Философствования на примитивном уровне снижают ценность стиха:
"Смывая с тарелки остатки еды,
Вертя головою туды и сюды,
Я думаю часто о жизни устройстве,
У жизни и чашек есть общие свойства!"
52. Морализаторство и политические темы у нас не приветствуются.
53. "Датская" поэзия - стихи, написанные к дням рождения и датам тоже не подходят к нашему конкурсу.
54. Стихи о маме, папе, бабушке, дедушке больше подходят для вашего приватного пользования, нежели для конкурса.
55. Сильно ослабляет стих сочетание выражений прошлого века: «сладкая нега», «когда я сень природы лицезрел», «души томление», «юности горенье», «со всех окружних нив», «сказочный чертог» и т.п. с современными выражениями.
56. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми. Стоящий до определяемого слова причастный оборот не выделяется запятыми.
57. Несмотря на то, что ещё Джеймс Джoйс стo лет назад писал без запятых, мы рассматриваем отсутствие "препинаков" как минус стиху. За исключением тех моментов, когда автор умышленно не ставит запятой, чтобы придать двойной смысл написанному.
58. Не следует ставить в множественное число неисчисляемые существительные.
Существительные, которые нельзя посчитать при помощи чисел, называются неисчисляемыми. Они могут обозначать абстрактные понятия, качества, или физические объекты, которые, в силу величины или своего состояния, посчитать невозможно (сахар, молоко, песок)
59. Почти в каждом 3 стихе встречаются крылья. Они бывают у ангелов, у мужчин, у женщин, у лошадей, у собак и даже у ёжиков... Увеличение процента подобных стихов не приветствуется нами.
60. Отсутствие правильного выделения вводных слов запятыми.
61. Если автор в словах использует только прописные буквы, то это говорит об отклонениях в его психике, и, естественно, этот способ написания не поощряется высокими баллами в стихах. ТАК ЧТО ОБРАЩАЙТЕ НА ЭТО ВНИМАНИЕ:-)
62. 70 правил русского языка http://www.libo.ru/libo1877.html 63. Недопустима в стихах рифма при помощи однокоренных существительных, например: "ботинки - полуботинки".
Источник:
Редакция Журнала Окна https://stihi.ru/2010/01/21/621
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 170
Спасибо большое.
Век живи- век учись.
Хочешь писать настоящие стихи? Сначала- отыщи в себе талант! Затем подумай- с чего начать. Освой грамматику,язык, усердствуй,изучай, читай…
Затем… и начинай!
Это для жюри, а там спрос выше.
Правил мы должны придерживаться, а вот с тем, с чем не согласны, надо бы уточнить. В инете сейчас много материалов по всем темам, по правилам тоже, вот и уточнить.
В материале явно есть отсебятина.
Там имеется в виду, что крылья часто используют. Излишне часто. Сам подумай, если в каждом третьем, то поневоле стихи станут неинтересны.
Не по крыльям знаю, по месяцам. Как только кончается одни месяц и начинается другой, так стих за стихом про новый месяц. Попадаются десятками, но я через несколько читать бросаю.
Мне неинтересен май, про который за два-три дня выставляется три-четыре десятка стихов.
Их тоже можно понять. Их замучили графоманы и они стараются от них защититься критериями этими.
В "повседневных" стихах можно уйти от части пунктов.
Но есть и то, от чего уходить нельзя.
Едва ли кому-то понравится стих, где, к примеру, на 20 рифм 15 глагольных.
Графомана едва ли напугает, хотя, может быть, часть поймёт, что не поэты и не будет засорять поэзию, а поэта заставит думать.
Но они не уместны в стихах про 21 век, если вышли из употребления.
Это не значит, что его надо принимать целиком.
Целиком только тем, кто хочет участие в серьёзных конкурсах принимать участие.