Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в наше время значительно увеличилось количество детей с повышенным уровнем тревожности, их отличает повышенное беспокойство, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это время потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
Состояние тревожности — это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями "Я-концепции", отношением к себе. Если у подростка усиливается тревожность, появляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности.
Рассмотрим понятие ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность, порождена определенной конкретной ситуацией, объективно вызывающей беспокойство личности. Ситуативная тревожность это состояние, при котором переживаются субъективные эмоции: беспокойство, напряжение, нервозность, озабоченность, возникающие как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Причем важно отметить, что именно подобное состояние возникает в случае реальной или кажущейся для личности опасности, а как только источник угрозы исчезает, то и напряжение снижается, тревожность пропадает, а значит, можно судить о ситуативной тревожности. Выделим типичные проявления признаков ситуативной тревожности, характерные для подростков:
- перед контрольными работами может ухудшаться соматическое здоровье «беспричинные» головные боли, повышение температуры;
- отсутствие желания ходить в школу, возникающее в связи с недостаточной школьной мотивацией;
- стремление «быть лучше всех» выражается в излишней старательности при выполнении заданий, ребенок может по нескольку раз переписывать одно и то же задание;
- отказ от заданий, которые ребенок не может выполнить; если не получается, он перестает его выполнять;
- в связи со школьным дискомфортом появляется раздражительность и агрессия; подростки с повышенной тревожностью огрызаются в ответ на замечания учителя, не редко дерутся с одноклассниками, обидчивы;
- снижена концентрация внимания на уроках; подросток может находиться в своем мире мыслей и идей, не вызывающих тревоги, это комфортное для них состояние;
- отсутствие контроля над физиологическими функциями в ситуациях стресса, в беспокоящих ситуациях; например, ребенок краснеет, появляется головокружение, дрожь в коленках, возникает тошнота;
- ночные страхи так же могут быть связанны со школьной жизнью и дискомфортом;
- не желание отвечать на уроке, если тревожность направлена на ситуацию проверки знаний, ребенок отказывается принимать участие в ответах, и старается быть незаметным;
- отказ контактировать с одноклассниками и педагогом (либо минимум контактов);
- «сверхценность» школьной оценки, таковая является «внешним» мотиватором деятельности учения, становится самоцелью, ребенка интересует не учебная деятельность, а внешняя оценка;
Таким образом, мы можем перейти к выводу, что у подростков ситуативная тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию сложившихся неблагоприятных ситуаций. Это все относительно обратимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
В своей практической работе, я часто использую песочную терапию в качестве метода коррекции тревожности. Благодаря песочной терапии перед нами отрываются естественные возможности погружение в "мир" бессознательного и сознательного, где есть возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядку эмоционального напряжения в безопасной обстановке.
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Этот вид терапии используется при эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная игра - это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. Песочная игра дает возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Так пугающие персонажи при страхах становятся доступными для диалога а, следовательно, перестают быть пугающими.
Принцип "терапии песком" был предложен К.Г. Юнгом, основателем аналитической психотерапии. Психотерапевты - сторонники теории Юнга утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В любом случае, опыт и наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие взрослых и детей, это делает их замечательным средством заботы о душе.
Автор статьи: педагог-психолог Гордиенко Н.С.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1