Строили сибирский тракт долго, более ста лет в XVIII – XIX веках. Тракт известен и под другими названиями – Большой Сибирский, Московско-Иркутский, Осьмая государственная дорога, Кандальный путь. Отсюда и путаница, головная боль для краеведов. Разное к нему отношение в народе, кто - то называет его Великим кандальным, по причине наличия на всем протяжении крестов да часовен в память о «кандальниках», кто - то великим Торговым. Несомненно одно - устроение Московско-Сибирского тракта в XVIII-XIX вв. является составной частью истории Сибири и России в целом.
В 1725 году был подписан Кяхтинский договор между Россией и Китаем, обозначивший политические и торговые отношения между странами.
В 30- х годах XVIII века начато строительство Сибирского тракта по маршруту: Москва - Муром - Космодемьянск - Казань - Пермь - Кунгур - Тюмень - Тобольск - Тара - Каинск - Колывань - Томск - Енисейск - Иркутск - Верхнеудинск – Нергинск - Кяхта. В начале ХVIII века в Тарский уезд были выселены, по распоряжению правительства из внутренних губерний, ямщики для беспрепятственного сообщения с Восточной Сибирью. В дальнейшем в ревизских сказках они учитывались отдельно, что отражено в названиях сказок.
В 1730—1735 годах прокладывается тракт от города Тары до Викуловской слободы через болотистый Аёвский волок. На тракте возникают деревни Фирстова, Рыбина, Баслы и другие. Историк Наталья Федорова (Казань) называет Сибирский тракт – Великим кандальным. Общая длина исполинской дороги составляла, по некоторым подсчетам, почти 11 тысяч километров. Участок Великого кандального пути от Тобольска до Тары проходил через Викуловскую слободу, из Тобольской каторжно - пересылочной тюрьмы в Тарский острог.
Существенного влияния на развитие поселения тракт оказать не мог. Это был участок не торгового, а каторжного пути. Экономическому развитию слободы Викуловской он не способствовал. В 1782 году в слободе числилось - 60 дворов, в 1850 году -87 (данные из ревизских сказок). Современникам он оставил на своем пути кресты да часовни. В памяти людской остался он, как нечто постыдное. Такое же отношение к себе он оставил и в памяти потомков коренных жителей слободы Викуловской. Вот, что рассказывала мне бабушка Мария Григорьевна Прокопьева: «Мужиков слободских их (беглых) помогать ловить заставляли, а бабы украдкой еду в бани таскали. Бани вдоль Ишима расположены были. Придет беглый, поест да и уйдет себе с богом, семью не тронув».
Первые сведения о Сибирском тракте собраны в так называемых «Портфелях Миллера». Описаны пути сообщения с Сибирью, определено время образования и обустройства основных населенных пунктов, создание первых маршрутов, строительство дорог, данные о заселении первых острогов и сибирских ямов. В основу трудов Г. Ф. Миллера положены путевые описания - его собственные или коллег по Первой Камчатской экспедиции, а также архивные материалы, обнаруженные им в воеводских канцеляриях, копии и подлинники документов, хранящиеся ныне в его портфелях, материалы анкетных обследований.
В 1741 году участок от Викулово до Тары описал один из участников экспедиции Г. Миллера Гмелин. Вот как он описывает маршрут от Викулово до Абацка – на юг вверх по реке Ишим через д. Чуртанскую, д. Яузацкую на на р. Яузаце, д. Ощепкову или Поганую, д. Бобыльскую или Кайнову.
Участок от Абацкой слободы до Коркиной слободы (г. Ишим), в том же 1741 году, Гмелин описывает так: Боровое село, Корзина слобода, с.Малышкино, Усть –Ламинская слобода, Ялуторовский острог, Исетский острог, с. Боровое, д. Заварихину, переехал подле д. Стрихниной через р. Карасук по мосту мимо д. Зырянской на Карасуке и прибыл в Коркину слободу.
Участок от Коркиной слободы до Ялуторовского острога (по Гмелину) выглядел следующим образом : д. Епанчинская, мимо трех других деревень на р. Карасуке, д. Опашина, через д. Черемшанка, Ишимская избушка, Вагайская избушка, с. Малышкино на северном берегу Вагая, д Боровлянка, Усть-Ламинскую слобода, д. Подволошная, д. Омутная, переехал на южный берег р. Вагая, проехал подле двух озер, за которыми столбовая дорога шла южнее по степи к южному источнику р. Ука и выходила к деревне Уковской, затем правее столбовой дороги, через укрепленную Верхне – Уковскую заимку Рафайлова монастыря основанную за 15 лет перед тем, вдоль северного берега р. Ука, д. Маркову, укрепленную д. Логинову, вдоль р. Ука, через мельницу, д. Уковскую на южном берегу реки Ука, вдоль правого берега р. Тобола, через д. Понамареву, переправился через р. Тобол и прибыл в Ялуторовский острог
Омский ученый, историк А.Д. Колесников утверждает, что в 30 - е годы XVIII века от Тары прокладывается более прямая дорога на запад через болотистый Аевский волок до Викуловской слободы на Ишиме. В Викуловской слободе дорога делилась на две ветки. Одна ветка уходила на северо – запад до Тобольска, вторая – на юго запад на Абацкую слободу и Ялуторовский острог в обход Тобольска. По дороге Тюмень – Ялуторовск – Викуловская - Тара проходили военные команды, перевозились купеческие грузы, почта для городов, расположенных восточнее Тобольска. Таким образом, исследователь увязывает возникновение тракта с политикой властей по созданию укрепленных линий. А. Д. Колесников отмечает особую роль губернатора Ф. И. Сонмонова в устройстве дороги через Абацкую степь, в вызове крестьян-добровольцев на заселение этой дороги в 1759 г. Были среди переселенцев и землепашцы Викуловской слободы. О том, что во второй половине XVII в. налаживается устойчивая сухопутная связь Тары с Томском через Барабинскую степь» было известно и раньше. А. Д. Колесников называет время установления регулярного сообщения - 30-е годы XVIII в., учитывая привлечение к подводной гоньбе крестьян и разночинцев Томского и Тарского уездов. Историк объясняет такие меры по устройству тракта в 1742 г. между Тарой и Томском усилением экономического развития Сибири: ростом потока грузов, учащением служебных поездок чиновников. Кроме того, подтверждая факт сбора с крестьян денег на содержание тракта и подвод на нем изданием Указа Сената от 26 июля 1762 г., автор приходит к выводу о том, что в отношении вновь учреждаемых участков тракта в политике властей наблюдалось сочетание натуральных и денежных повинностей. Крестьянам приходилось дежурить на перевозках, ремонтировать дороги, строить мосты и гати, постоянно отрываясь от хозяйства и неся материальные потери. Первоначально доходы от ямщины никак не возмещали затрат, которые крестьяне несли по обслуживанию тракта .
То, что в «ревизских сказках» ямщики учитывались отдельно я упоминал выше. В документах архива Тобольска и Тюмени сохранились материалы о численности сибирских ямщиков в разное время и документы, характеризующие их занятия, правовой статус, участие в сибирской жизни. Более всего отражена деятельность ямщиков в фондах Г. С. Батенькова и Первого Сибирского комитета. Фактически мы имеем два одинаковых дела по вопросу о подготовке решения об упразднении ямщиков в Сибири как сословия, и причислении их к государственным крестьянам. Рукопись Г. С. Батенькова свидетельствует об его участии в подготовке этого дела к рассмотрению в Первом Сибирском комитете, а подпись М. М. Сперанского на записке «О ямщиках, в Сибири состоящих» подтверждает его ответственность за подготовку решения в Сибирском комитете.
Участок Тобольск – Тара был освоен в основном к 1744 – 1745 гг. На участке появились почтовые станции Верх Аевская, Становка, Рыбинская (с.Большие Уки), Фирстовская, Чаунина, Завьялово, Знаменская, и Бутаково. С конца 1750 – х годов начал заселяться новый участок тракта от деревни Артынской на Иртыше через болота до речки Тартаса (правый приток Оми) и далее вдоль Оми через болота до речки Тартаса (правого притока Оми) и далее вдоль Оми до Усть – Тартасского форпоста.
Где проходил в Викуловском районе участок Сибирского тракта можно посмотреть на карте Тарского уезда 1913 г. Вот маршрут: слобода Викуловская – дер. Калининская - дер. Котачиги – дер. Базариха – дер. Бородина – дер. Озернинская – деревня Ачимова. По этому маршруту ехал из ссылки А.Н. Радищев.
В 1763 году от Сибирского тракта отошла Тара из-за болотистого участка Аевского волока.. Для дороги было найдено более короткое и удобное: Тюмень – слобода Коркина (г. Ишим) – Абацкое - Тюкалинск. История Сибирского тракта в Викуловской слободе закончилась.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев