В молодости мы редко задумываемся о своих корнях, о своих предках. Как они жили, что оставили после себя на земле, чем занимались, откуда пришли и приросли к земле своими корнями. К земле, которую в последствии назовут своей малой Родиной.
Молодости свойственно больше думать о будущем и жить настоящим, торопя время, но век человеческий короток и приходит время, когда спешить уже никуда не хочется. Кто ты сам, зачем пришел на эту землю, что сделал на ней полезного - вот в чем вопрос. Нет на него ответа и нет покоя.
Не может русский человек жить вне Родины, малой Родины, места, где зарыта его пуповина. С возрастом тоска эта разъедает душу, возникает потребность объяснить самому себе почему так. Все чего достиг становится малым и суетным, приходит осознание того, что так оно и есть. Обмануть себя невозможно. Можно только объясниться с самим собой.
Викулово – моя малая Родина. Там мои корни, там покоятся мои предки.
В селе Викулово в 1939 году родилась моя мама Липустина Галина Васильевна, в 1959 году родился я. Все остальные предки по женской линии, начиная с бабушки Прокопьевой Марии Григорьевны, 1911 года рождения, родились в Викуловской слободе.
Составляя родословную рода Прокопьевых, я постепенно пришел к выводу о том, что невозможно рассказать историю рода вне истории земли, на которой этот род возник и сформировался.
Отправной точкой в исследовании рода Прокопьевых стали беседы с Татьяной Ефимовной Пензиной (Прокопьевой), отдавшей многие годы жизни педагогической и просветительской деятельности в с. Викулово. Ей я довожусь внучатым племянником.
Начало освоение Приишимья историки связывают с именем Ермака. В 1584 г. Ермак с частью своего отряда посетил татарские городки и юрты на территории современного Усть – Ишимского и Тевризского районов, дойдя до реки Шиш.
В 1586 году основана Тюмень, в 1597 году Тобольск, в 1594 году Тара, ставшая на 200 лет воеводским и уездным центром Приишимья, опорным пунктом его освоения.
В 1630 году потомки Кучума разорили юрты тобольских татар блих устья Ишима. Тобольские татары обратились с просьбой к царю «на Ишиме реке поставить заставу русских людей», пообещав помощь в строительстве острожка, в который они «учнут вбегать с женами и детьми, а из острожка по вестям учнут ходить на промыслы»
В 1630 - 1631 году были построены Усть – Ишимский, Каурдатский и Тебендинский острожки, в которые на лето посылались военные команды из Тары. В 1634 году в Тару было прислано 340 семей из Вологды и Нижнего. Так Прокопьевы попали в Сибирь.
В 1668 году основываются слободы Аевская и Бергамакская на реке Таре. В слободе Аевской впервые упоминаются предки Прокопьевых: «Слобода Аевская над рекою Аевом. Пашенныя крестьяне. Вновь приисканы во крестьяне. Захребетники. Макарко Прокопьев сказался, родом де он, Макарко, из руских городов, тяглой, жил за великим Государем, [л. 272 об.] в Сибирь пришел в 1700-м году. Скота у него лошадь да корова. А оброку не платит. И по указу великого Государя наложено на него, Макарка, вновь великого Государя десятинной пашни четь десятины в поле, а в дву по тому ж. А под собинную пахоту земли и сенных покосов отвесть ему, Макарку, в Аевской слободе против ево тягла.основание Ложниковского и Знаменского погостов".
Викуловская слобода, как поселение русских земледельцев, возникла во второй половине XVII века.
Начало планомерного научного изучения Сибири было положено императором Петром I. В 1696 году тобольскому сыну боярскому Семену Ульяновичу Ремезову поручено составить географический атлас Сибири. С.У. Ремезов, в классическом понимании, не был ученым. На собранные им материалы по истории, этнографии, минералогии в своих трудах по истории Сибири неоднократно ссылается Г.Ф Миллер.
На картах С. Ремезова 1696 - 1711 годов (листы 108,109) "Хорографической книги Сибири" указана, как Викулова, так и Орлова. С востока Викуловскую защищала Такмыкская слобода, через которую проходила Старая ишимская засечная линия, с юга - Абатский острог, известный как форпост № 868 (с 1695 года Абацкая слобода).
Предположительно название свое Викуловская слобода получила от старинного имя Вукол, восходящего к греческому слову bukolos, означающему «пастух». В православный календарь – святцы – это имя внесено в честь святого Вукола, бывшего епископом в одном из древнейших малоазийских городов Смирне, где проповедовал сам апостол Иоанн Богослов. Именем Вукол были крещены, к примеру, автор «Краткой Российской грамматики», выдержавшей в течение 1773–1790 годов восемь переизданий, Вукол Федотович Романов и выдающийся библиограф, собиратель памятников древнерусской письменности Вукол Михайлович Ундольский (1815–1864).
В народном же обиходе это имя несколько видоизменилось и приобрело варианты Викула и Вакула. Так, в архивных документах упоминаются, к примеру, толмач Викула Осипов (1650), путивльский казак Вакула Бутов (1638), нежинский казак Викула Вороной (1654) и многие другие жители древнерусского государства. Кроме того, в старообрядческой и купеческой среде был распространён другой вариант этого именования – Викул.
Предпочтение этой версии я отдаю еще и потому, что город Тара был центром старообрядцев, которые отсюда расходились по всей Сибири. Главным толкователем был тарский казачий полковник Подушин. В мае 1722 года Император Петр I захотел искоренить этот раскол, но город и его окрестности взбунтовались. Начался «Тарский бунт». Последовали жестокие казни виновных: одних сажали на кол, другим рубили головы. От этого и пошло название жителей города и окрестностей — «коловичи», то есть сажаемых на кол. Привожу цитату из рукописи тех лет:
... Въ прежнїе времена отправлялись отсюда и нарочитые торги въ Калмыцкую землю и въ Бухарїю, и тогда были мѣщаны довольно богаты: но упрямство жителей, что въ 1723 году требованной ПЕТРОМЪ ВЕЛИКИМЪ въ наследїи престола присяги учинить не хотѣли, город раззорило. Думаютъ что склоненїе къ расколу въ томъ безразсудномъ поступкѣучастїя имѣло.
В 1724 году для расследования бунта был прислан вице-губернатор Александр Кузьмич Петрово-Соловово. Было казнено в общей сложности около 1000 человек, сам Подушин с подвижниками взорвался в доме. Несколько тысяч было сослано по Сибири и Рогервик. По всем дорогам, выходящим из Тары, стояли большие деревянные кресты, по словам жителей, для молебнов, по словам других, для напоминания тут совершившихся казней. В 1730 году 89 дворян и служилых людей просили дозволения возвратиться обратно к родственникам. 18 марта 1730 года им было разрешено вернуться в Тарский уезд.
Тема старообрядцев в делах Тобольской духовной консистории отражена подробно. Данные о своих предках старообрядцах рекомендую искать именно здесь.
В 1725 году был подписан Кяхтинский договор между Россией и Китаем, обозначивший политические и торговые отношения между странами. Возникла необходимость в создании транспортного коридора, соединяющего Москву с Сибирью, и правительство принялось за строительство Сибирского тракта, завершившееся только в середине XIX века.
В начале ХVIII века в Тарский уезд были выселены по распоряжению правительства из внутренних губерний ямщики для беспрепятственного сообщения с Восточной Сибирью. В дальнейшем в ревизских сказках они учитывались отдельно, что отражено в названиях сказок.
В 30- х годах XVIII века начато строительство Сибирского тракта. Тракт по маршруту: Москва - Муром - Космодемьянск - Казань - Пермь - Кунгур - Тюмень - Тобольск - Тара - Каинск - _Колывань - Томск - Енисейск - Иркутск - Верхнеудинск – Нергинск - Кяхта.
В 1744 году одновременно с строительством участка Сибирского тракта Тобольск – Тара началось строительство почтовой дороги. Сибирский тракт проходил через Викуловскую слободу, соответственно и почтовый тракт.
В середине ХVIII века в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив своё название «слобода», уездные слободы Тарского уезда превратились в обычные сёла и деревни. Однако все четыре слободы Тарской округи (Аёвская, Бергамакская, Викуловская, Такмыкская) просуществовали до конца ХІХ начала XX века, когда окончательно преобразовались в сёла.
К середине XVIII века из - за недостатка пахотных земель земледелие в Тарском округе стало замедляться. Интенсивно земледелие развивается вдоль Горькой Ишимской линии с последующим заселением южных степных районов Сибири.
К тому времени в слободе Викуловской сформировалось сословие государственных крестьян, переселение части которых на новые земли находит подтверждение в исследованиях омских краеведов.
Государственные крестьяне жили на казенных землях и пользовались отведенными наделами. Были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.
В 1768 году, в соответствии с рапортом Ишимского духовного правления о прихожанах бывших и не бывших на исповеди, при слободе Орлова было 455 дворов, в которых проживало лиц мужского пола - 2268, женского – 2335. Таким образом, уже к 1768 г. в поселении Орлова и близлежащих деревнях проживало в общей сложности более 4,5 тысяч человек.
1 декабря 1782 года на территории Орловой слободы Омской округи Тобольского наместничества проходила ревизия государственных крестьян. Из пояснительной записки крестьянского старосты Михайло Сохнина следует, что предыдущая ревизия проходила в 1763 году. Государственными крестьянами был предки Прокопьевых, проживавшие во время ревизии в Орловой слободе: «1782 года 1 дня Тобольского наместничества Омской округи Орловой слободы староста Михайло Сохнинъ провел перепись. Яковъ Прокопьевъ – 45 лет. У него жена Авдотья Петрова, взята города Симбирска села Покровского экономического крестьянина Нестора Соколова дочь. У них дети: Петр – 6 лет, Федор – 4 года, Гаврило 1,5 года, Парасковья – 2 недели (ревизские сказки: «О крестьянах слобод: Бергамакской, Таклыкской, Аевской, и Орловской, о ямщиках Тарского округа, о церковниках Тарского округа, о ясачных татарах, живущих в г. Таре и ведомственного в волостях Нижне – Верхне Коурдакской, Низовой, Саргатской Ф И 154, Оп. 8, д.31). Экономические крестьяне - категория государственных крестьян. Возникла после секуляризации в 1764 монастырских и церковных земель, включала бывших монастырских и церковных крестьян. Делами экономических крестьян ведала Коллегия экономии.
Викуловская слобода типичное поселение государственных крестьян того времени. По данным ревизских сказок Тобольского государственного архива (за 1782г., 1795 г., 1816 г., 1834 г., 1850 г.) на территории слободы Викуловской в разное время проживало от 60 до 90 семей государственных крестьян, что составляло около 90 процентов населения. Поселиться на территории слободы, впоследствии было непросто. При анализе прироста населения я заметил интересную закономерность. Вначале шли государственные крестьяне, затем поселенцы и далее лица определенные на поселение решением Тарского окружного суда. Со временем поселенцы переходили в категорию государственных крестьян, вновь появлялись поселенцы и т.д.
Земельный вопрос стоял остро. Существовала даже небылица, что «девок, новорожденных в Ишиме топили», по причине того, что земельный пай женщинам положен не был. Именно с этих пор семьи жили одним двором, зачастую несколько поколений. Сыновья не могли отделиться, пока глава семьи не давал на это разрешение. Младший сын оставался в доме отца и досматривал родителей. Зачастую старшие братья уходили в рекруты. Так было и в роду Прокопьевых, рекруты были в каждом поколении. Такой уклад в части семей коренных поселенцев сохранялся и в середине XX века. Центром общения Прокопьевых был двор Ефима Прокопьева, старейшего в роду. Баба Катя Прокопьева осталась в памяти моей, либо стоящей у русской печки, либо зовущей к столу, на котором «шанешки» и рыбный пирог. Внучка Татьяна называла ее «мама стара».
Согласно данным ревизских сказок от 10 сентября 1850 года в слободе Викуловой насчитывается 86 хозяйств. Лиц мужского пола 237, женского – 239. На территории слободы проживают государственные крестьяне: Агофоновы, Алексеевы, Болдыревы, Вакурины, Войновы, Гагарины, Даниловы, Дементьевы, Ермолаевы, Жуковы, Кадотниковы, Кайгородовы, Квашнины, Кокины, Коряковы, Лаптевы Маклевские, Парыгины, Пахалковы, Петровы, Прокопьевы, Распопины, Рожины, Семеновы, Степановы, Тельновы, Унъжаковы, Хмелевы, Чечуровы, Чистяковы, Чангалаевы, Шамонины, Шумиловы. Поселенцы - Антроповы, Занченко, Григорьевы, Курченко , Клиповы, Лепехины. Потомки кантонистов - Поповы, Калинины, Луневы, Шмаковы, Нетреба.
Материалы переписи 1850 года сохранены значительно лучше, чем материалы ревизии 1763 года. Значительная часть государственных крестьян, перечисленных мною в ревизии 1850 года, жили на территории Викуловской слободы и в 1763 году. Часть фамилий мне удалось прочесть: Степан Распопин, Яков Семенов, Трофим Шумилов, Ефим Парыгин, Андрей Чингалаев. Есть эти фамилии и среди служивых людей Тарской крепости (ревизия 1701 года).
Со строительством Сибирского тракта жизнь слободы практически не изменилась. Историк Наталья Федорова (Казань) называет Сибирский тракт - Великим кандальным . Общая длина исполинской дороги составляла, по некоторым подсчетам, почти 11 тысяч километров.
Участок великого кандального пути от Тобольска до Тары проходил через Викуловскую слободу из Тобольской каторжно - пересылочной тюрьмы, в Тарский острог.
Существенного влияния на развитие поселения тракт оказать не мог. Это был не торговый, а каторжный путь. Современникам он оставил на своем пути кресты да часовни. В памяти людской остался он как нечто постыдное.
Такое же отношение к себе он оставил и в памяти потомков коренных жителей слободы Викуловской. Вот, что осталось в памяти моей бабушки Марии Григорьевны Прокопьевой: «Мужиков слободских их (беглых) помогать ловить заставляли, а бабы украдкой еду в бани таскали. Бани вдоль Ишима расположены были. Придет беглый, поест да и уйдет себе с богом, семью не тронув».
В переписи 1850 года учтено 87 хозяйств.
Стержнем духовной жизни слободы Викуловской была Троицкая греко – российская церковь.
Роль церкви в жизни русского православного крестьянства отдельная тема для исследования. Документы ее деятельности стали доступны исследователям сравнительно недавно. Они сложны для исследования и вряд ли интересны светскому человеку.
Особую благодарность хочется выразить сотрудникам государственных архивов Тюменской области за созданные и опубликование в интернете копии исторических документов, в том числе документов Тобольской духовной консистории и самое важное – возможности свободного доступа к ним. Спасибо вам, земляки.
В материалах Тобольской консистории записи о церквях в Викуловской начинаются с 1751 года: «О нетрезвой жизни священников Викуловской слободы Леонтии Кузьмине и Назаре Ошуркове (1751 г.); «Об обратившихся раскольниках д. Шешуковой Викуловской слободы Ишимского дистрикта Илье Шешукове с детьми»; «Прошение священника Викуловской слободы Ишимского заказа Назария Ошуркова о переводе его в слободу Усть - Миясскую Рафайловского заказа» (753 г); « Доношение Тобольского Знаменского моностыря о вагайском крестьянине Гавриле Ослине без паспорта уехавшем и живущем в Викуловской слободе Ишимского дистрикта у крестьянина Щетникова»(1761 г).
В 1776 году же в Викуловской слободе строится и освящается деревянная церковь во имя Пресвятой и живоначальной троицы, дело: «По доношению Ишимского духовного правления о строительстве и освящении в Викуловской слободе деревянной церкви во имя Пресвятой и живоначальной троицы».
В 1812 году в Викуловской слободе строится новая Троицкая церковь, дело:
« Рапорт члена Тарского духовного правления иерея Я. Иваницкого о разрешении строительства новой Троицкой церкви Викуловской слободы вместо старой».
Название Троицкая церковь сохранила до закрытия. Закрыли Покровскую церковь в 1927 г. (выписки из протокола № 36, параграф 46, заседания малого Президиума Уральского облисполкома VI созыва от 17 октября 1927 года).
По Сибирскому тракту дважды проезжал в ссылку Александр Николаевич Радищев (15-16 августа 1791 года и 10 апреля 1797 года). Вот что он, в частности, записал: «Переехав Вагай, места становятся пустые. От Кусеряка до Голопутова лежит валок, то есть пустое место, где начинают строиться мужики из-за Ишима, на полянах, где могут разместиться около 2000 душ. От Голопутова места … становятся выше по реке Ишиму очень хорошие. По реке Барсуку селений много. Викулова сидит на прекрасном месте, на Ишиме и заливе. Земля чёрная, живут в сей слободе купцы, мужики бойкие …».Далее возвращаясь из мест ссылки со своей семьёй почти через шесть лет, А. Н. Радищев вновь делает пометки в своём дневнике: «По речке Барсуку селений довольно много, окольные места вблизи речки возвышенные, да, впрочем, одинаковые. До Коточиговской по сей речке 25 вёрст. С речки Барсука переезжают на реку Ишим, на которой летом перевоз под селом Викуловским. В сию деревню, в Викулову, мы приехали в вербное воскресенье. Тут всегда бывает остановка в лошадях …».
Продолжение цитаты из Википедии «Мужики пьяные, запрягли много лошадей, и передние уехали, прогоны взяли вперёд. Ямщик грамотей в широварах хвастает своим капиталом…».
То, что Викулово располагалось по обеим сторонам Ишима, мне было известно из воспоминаний старшего поколения Прокопьевых еще в детстве. Знал и о том, что предки Прокопьевых жили на Шаньгином бугре. Об Орловом городище узнал когда начал писать родословную. Старое поколение Прокопьевых ничего об Орловом городище не знало, что показалось мне странным, но и подтверждений о том, что Шаньгин бугор был ранее заселен тоже не было. Небылицы о викуловских купцах и пьяных ямщиках в «широварах» воспринимались мною как художественные образы, не более, что не позволило отнестись к запискам, как историческому документу.
Ответ нашел в исследованиях краеведа Виталия Николаевича Сильченко: «Викулова сидит на прекрасном месте на Ишиме и заливе, так никем и непонятое до сих пор, в частности, где он увидел залив ? Но точностью ума А.Н.Радищева можно только восхищаться: он нигде не ошибся в своих описаниях. Залив – это впадающий в Ишим Барсук, или Старица, называемая нами, и Широкие Старицы за Шаньгиным бугром, где тоже было Викулово».
К середине XIX века Викуловская слобода широко раскинулась по обоим берегам Ишима. Часть территории слободы, расположенная вблизи р. Ишим из-за буйных весенних паводков периодически затапливалась. Преимущества, связанные с близостью реки стали менее привлекательны. Жители стали переселятся на высокие места вдали от Ишима. Свободные места были на левобережье по обе стороны от городища. На улице Свободы построил двор дед моей бабушки Григорий Иванович Прокопьев. Потомки его живут на этом месте уже более 150 лет. Жители правобережья р. Ишим постепенно переселились на левобережье по вполне житейской причине – общественная жизнь была сосредоточена вокруг Троицкой церкви.
Позже я нашел этому подтверждение в статье Виктора Бояркина (На Ишим - реке. – второе дополненное –ООО «Вектор Бук», 2000. - с. 16 - 20. – 201с. – ISBN 5-88131-336-4): «В 1854, 1856 и 1859 годах на реке Ишим весной были очень высокие паводки с затоплением селений в долине. Во время этих затоплений река Ишим спрямила своё русло по Верхнему лугу, при этом образовалась из старого русла весьма извилистая и длинная (28 км) Викуловская старица. Река таким образом отделила от основной части слободы до десятка усадеб (Кайгородовых, Прокопьевых, Чечеровых и других) на Шаньгином бугре. Впоследствии отделённые жители переселились в основную часть села. Так перестал быть населённым Шаньгин бугор, где сегодня можно увидеть памятник основателям Викуловской слободы». Лично с автором не знаком, но фамилия мне известна. Бояркины переехали в Викуловскую слободу из деревни Немтинова. Фамилию Бояркина носила до замужества моя прабабка Мариамна Архиповна Прокопьева.
После опубликования оцифрованных карт С.У. Ремезова окончательно уверовал в то, что на Шаньгин бугор был заселен жителями Слободы Орловой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев