О ДУХОВНОСТИ С КЛАССОВЫХ ПОЗИЦИЙ
Заметили ли вы, как часто и навязчиво в речах буржуазных идеологов теперь звучит слово «духовность»?
Теперь самые разные деятели самых разных уровней треплют это слово налево и направо. Они ужасно озабочены нашей «духовностью». Они прямо рвут рубаху на груди, прямо кричат, что нам теперь позарез нужна духовность! И ломают голову, как бы нам эту самую духовность привить. Причем чаще всего они это понятие связывают с религией.
И говоря о необходимости привить нам духовность, дают понять, что для этого надо всячески насаждать религию – понастроить на каждом шагу храмов; школы, вузы, армию напичкать попами, муфтиями и раввинами. А желательно - вообще поставить служителей культа во главе культуры, науки и образования.
Вот тогда мол мы, российские трудящиеся, наконец пропитаемся духовностью, которая нам так нужна. (На самом деле такая «духовность» нужна не нам, а как раз наоборот - нужна она нашим классовым врагам).
Почему же господствующий класс так озаботился нашей духовностью, что готов ее вбивать в нас чуть ли не кувалдой?
И что вообще это такое – «духовность»?
«Духовность», также, как и «справедливость», «мораль», и «честь» - разные классы понимают по-разному. В нашем обществе есть два противоположных класса – буржуазия и пролетариат. Соответственно, и понимание «духовности» у них прямо противоположно.
«Духовность» происходит от слова «дух».
Что такое «дух» для наших идейных врагов, буржуазных идеалистов? Для них это нечто нематериальное, «божественное», некая сущность из «другого мира», некая связь человека с этим самым «другим миром». То есть, их понимание «духа» - религиозное, идеалистическое и мистическое.
А что такое «дух» для нас, материалистов-диалектиков? Мы вкладываем в это понятие вполне материальное значение. Для нас «дух» - это сознание. То есть – способность высокоорганизованной материи, человеческого мозга, отражать окружающий мир (который тоже состоит из материи).
Отсюда идем дальше.
Для буржуазных идеалистов, для которых понятие «дух» имеет идеалистическое, религиозное значение – «духовность» соответственно означает религиозность, веру в сверхъестественные силы и потусторонний мир. Значит, для них «духовный» человек – это человек религиозный, верящий в сверхъестественные силы и потусторонний мир.
Для нас же, марксистов, как было сказано, «дух» - это сознание. Следовательно, для нас «духовность» означает «сознательность». А «духовный» человек для нас – это сознательный человек.
А кто такой сознательный человек – с наших, пролетарских, классовых позиций?
Это – человек, который осознал несправедливость, бесчеловечность, аморальность и историческую обреченность классового (в частности, современного буржуазного) общества и необходимость борьбы за справедливое общественное переустройство. И, самое главное – человек, у кого понимание не расходится с делом. Кто, осознав необходимость борьбы - делает эту борьбу смыслом своей жизни. Человек, который способен пожертвовать собой ради справедливости, поставить интересы революционного класса (а значит, и интересы всего общества в целом) – выше собственных интересов.
Если же человек понимает, что живет в несправедливом обществе, но не борется с несправедливостью, надеется, что за него это сделают другие либо просто тупо приспосабливается к ней – такой человек даже хуже, чем тот, кто не осознает несправедливости. Он – лицемер, трус, шкурник и приспособленец. Он не способен поставить интересы общества выше собственных интересов. Наоборот – он свое собственное благополучие ставит выше справедливости, и ради этого благополучия отказывается от борьбы.
Сознательным такого человека с точки зрения рабочего класса никак нельзя считать.
То есть, для нас сознательный человек – это именно борец за справедливое общество, за свободу угнетенных и эксплуатируемых.
Борец за справедливое общество, революционер – вот кто самый духовный человек в нашем понимании.