Игры с мячом, который принято называть эскимосским, были широко распространены не только у эскимосов Сибири, Аляски, Гренландии, но и у чукчей. Они до сих пор не забыты северянами, а сцены игр находят интересную интерпретацию в народном искусстве: рисунках, резьбе по камню и кости, меховых панно.
Ни частные коллекции, ни музейные фонды не донесли до нас древних прототипов мяча — самые ранние из них датируются второй половиной XIX века, но упоминания о мячах встречаются в наиболее архаичном слое мифов, связанных с космологическими представлениями о происхождении Вселенной, Земли, светил.
Игра в мяч была весьма популярна у береговых народов. Играли как в ручной, так и в ножной мяч. В игре участвовало все стойбище, игроки делились на две группы. Одна группа бросала мяч рукой или ногой, другая старалась поймать.
Первоначальная роль эскимосского мяча была гораздо более глубокой. Обрядовые действия и ритуалы окутывались торжественностью и таинственностью. Мяч с древних времен был символом солнца и образом Вселенной. Сама его форма, солярная, говорила о солнечном круге, олицетворении тепла и жизни.
Шили мяч из шкуры нерпы. При пошиве сочетали отбеленную и коричневую мандарку (хорошо выделанную нерпичью шкуру без волосяного покрова). Украшали меховой мозаикой из камуса оленя белого цвета. Обычно мяч состоял из шести частей, четырех боковых, верхней и нижней. Верхняя и нижняя части мяча символизировали небесный и подземный миры, а четыре боковых части – стороны света среднего мира, мира людей.
С наступлением весны, призывая солнце и тепло, охотники выходили на улицу и играли в мяч.
Сейчас в истории кожаного мяча наступил новый период. Он практически исчез из быта как атрибут массовых игр и превратился в экзотический сувенир, но по-прежнему исполняет свою мо¬жет быть самую изначальную функцию, когда под звуки бубна взлетает над сценой во время выступлений фольклорных ансамблей. Классические пропорции мяча, его конструктивные особенности остались неизменными.
По-прежнему в создании узоров преобладают солярные мотивы — вечные символы жизни, которые сохранил и донес до наших дней памятник древней арктической культуры — кожаный мяч.
Л.В. Андреева «Художественная обработка
меха и кожи у народностей
Крайнего Северо-Востока»; kamlib.ru «Культура морских зверобоев Чукотки в этнографии коллекции Магаданского областного краеведческого музея».
Фотоматериалы взяты с сайта: no.pinterest.com ; akwatoria.ru #культуракмнс #камчатка #эссомузей
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев