28 августа 1702 г. по "Государевой дороге" (ныне трасса Беломорско-Балтийского канала) началось движение пяти батальонов, тянувших два малых фрегата и две яхты, построенные в Архангельске. Путь от Белого моря до Онежского озера (185 верст) пройден за 10 дней.
Этот путь, ведущий от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском оз., предназначался для доставки малых фрегатов "Св. Дух" и "Курьер", построенных в Архангельске, на Ладожское оз. и в леву для содействия Войскам во взятии Шведских крепостей. Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам по приказу Царя Петра I сержантом Преображенского полка М. И. Щепотьевым, в помощь которому были даны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний.
В работах участвовали пять батальонов гвардии (4 тыс. человек). Руководил работами Царь Петр I. Фрегаты были разгружены, вытащены на берег и поставлены на полозья. Дорога гатилась, и по ней медленно тащили волоком корабли. На десятый день, пройдя 185 верст, караван достиг Повенца, где фрегаты были спущены в Онежское озеро.
После заключения мирного договора с Турцией Петр Первый все свое внимание перенес на Балтику и Белое море, чтобы вернуть Российскому государству искони русские земли и установить мир на севере. Свой поход с целью изгнания шведов из Прибалтики он решил начать с Белого моря. Сначала он наметил путь от Архангельска по морю до реки Онеги, затем по Онеге, далее сухим путем до Новгорода. Для разведки в эти места указом от 8 июня 1702 года был командирован писарь Преображенского полка Игнат Муханов. Неизвестно, чем закончилась деятельность Муханова, но только проложение дороги было поручено сержанту Преображенского полка Михаилу Щепотьеву.
К строительству дороги Щепотьев приступил в конце июня. В помощь ему был собран народ из трех губерний: Архангельской, Новогородской, Олонецкой. Путь для кораблей и войска Щепотьев начал прокладывать от усолья Нюхча, от Вардегоры, как было обозначено царем на карте, до Повенца. На том месте, откуда начиналась дорога, у моря стояли избушки рыбаков и добытчиков соли. От Нюхчи до Вожмосалмы, что на Выгозере, 119 верст, из них 67 совершенно топких, непроходимых, болотных, которые необходимо было застилать мостами. Это было самое трудное место для устройства дороги. Чтобы сделать мосты, приходилось возить по болоту бревна за 5-10 верст. В то же самое время другие крестьяне рубили деревья, делали просеку, наводили мосты через речки и ручьи, делали пристани у Вардегоры и в Повенце.
После этой черновой работы второй эшелон приводил просеку в проезжий вид: очищал от камней, пней, поваленных деревьев. В августе вся неимоверно трудная работа была закончена и Щепотьев доносил Царю из Повенца: «Известую тебя, Государь: дорога готова....
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев