15 октября 1814 года, 210 лет назад, в Москве родился поэт, писатель, живописец - М.Ю. Лермонтов.
В памяти современников Лермонтов остался противоречивой личностью, в кругу друзей - отзывчивый и благодушный, среди знакомых - язвительный и пресытившийся. Но талант Михаила Юрьевича был бесспорным, доказательством служит огромное литературное наследие, которое Лермонтов оставил потомкам. За 26 лет он успел создать столько произведений, сколько не каждый сможет за полную жизнь.
Ираклий Андроников сказал о Михаиле Лермонтове:
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого ».
Музыка и вызванные ею впечатления разными путями входили в художественное сознание Лермонтова, становясь неотъемлемой частью его творчества. Справедливо наблюдение И. Эйгеса:
«Лермонтов дает поразительные, редкие в мировой литературе образцы того, как именно следует говорить о музыке, не искажая её сущности как искусства звукового, как именно следует воссоздать в словесной форме поэтическими средствами своеобразие музыкального переживания».
" Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя. "
Музыкальность Лермонтова, его собственные занятия музыкой, интерес к творчеству современных композиторов и нар. песенному иск-ву сказались на характере его поэзии, обогащенной средствами не только поэтической образности, но и муз. выразительности. Н. П. Огарев писал о его стихах:
«Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония».
Эти слова дают ключ к пониманию, каким путем интерпретировалось поэтич. наследие Лермонтова в русской музыке, и объясняют, почему его творчество привлекало и до сих пор привлекает внимание композиторов.
Одно из преданий, известных в передаче П. Висковатого, связывает первое из муз. воплощений лермонт. лирики с именем самого Лермонтова. Однополчанин поэта А. Л. Потапов утверждал, что в его имении Семидубравном хранились ноты «Казачьей колыбельной песни», положенной на музыку Лермонтовым.
Музыканты стали проявлять интерес к поэзии Лермонтова еще при его жизни, однако не сразу нашли верный путь для ее муз. интерпретации. При жизни поэта в печати появилась небольшая часть его стихов. «Демон», «Смерть поэта» долгое время были известны лишь в списках. Это не могло не отразиться на выборе произведений: композиторы ограничивались преимущественно любовной лирикой, почти не уделяя внимания стихам мятежным, протестующим.
Из лирики Лермонтова выбирались стихи, характеризующие его как певца «небесных звуков» и молитвенных настроений («Молитва», «Ветка Палестины», «Ангел»). В 40-е гг. 19 в. были изданы романсы А. Л. Гурилева, Н. А. Титова, Ф. М. Толстого (1810—81) на текст «Молитвы» («В минуту жизни трудную»), романсы Г. Я. Ломакина — «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна») и «Тучки небесные», И. М. Азаревич и Н. И. Бахметева (1807—91) — «Казачья колыбельная песня», П. П. Булахова — «Звезда» («Вверху одна горит звезда»), Мих. Ю. Виельгорского — «Романс Нины» и др. Поэтический текст при этом нередко вольно интерпретировался, приспосабливался для пения. К осознанию целостности и глубины поэтического текста композиторы подошли лишь постепенно. Поэзия Лермонтова часто звучала в домашнем музицировании: к стихам подбиралась подходящая мелодия или они «накладывались» на ранее сочиненную музыку. Композиторы — современники Лермонтова создали немало муз. произв. на его тексты, но далеко не всегда умели раскрыть глубину лермонтовской мысли.
Постижение худож. богатства поэзии Лермонтова составило одну из важнейших линий в развитии рус. муз. культуры. По верному определению Б. В. Асафьева, стихи Лермонтова на первых порах лишь «воспроизводились, а не воплощались в музыке». Углубленное проникновение музыки в его поэзию началось с романсов М. И. Глинки, А. Е. Варламова, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна.
"Выхожу один я на дорогу"
Музыка Елизавета Шашина (1805—1903)
Комментарии 3