Своё название Табынская икона получила по месту обретения – село Табынское близ города Стерлитамак в Башкирии. Однако этот Богородичный образ стал известен за два века до основания села, в конце 70-х годов XVI века, во времена царствования Иоанна Грозного. Поэтому своё нынешнее имя икона приобрела лишь впоследствии, а изначально её называли Казанской.
Казанская и Табынская иконы Божией Матери тесно связаны между собой. Они появились одновременно, их иконография практически идентична, и это дало основания многим исследователям считать Табынский образ списком с Казанского. Тем не менее, ряд фактов заставляет усомниться в справедливости данной версии:
Тип отделки доски и стиля письма Табынской иконы относится к X-XII веку.
Исследования академика С.П. Толстого и учёных-этнологов Башкортостана связывают историю Табынского образа с появлением первых христиан на Южном Урале в VIII-X веках.
Обе иконы – и Казанская, и Табынская – представляют собой сокращённые варианты Одигитрии, на которых отсутствуют изображения рук Богородицы. Однако если Казанская является оплечным образом, то на Табынской фигура Матери Божией представлена погрудно. Среди других отличительных черт иконографии можно назвать следующие:
Взаимное расположение голов. Голова Богородицы склонена так, что виском касается головы Богомладенца. На Казанской иконе святые лики дальше разнесены друг от друга.
Корона на голове Божией Матери. На Казанской иконе короны нет.
Направление взгляда Богородицы. На Табынской иконе Пречистая задумчиво смотрит чуть в сторону, а на Казанской – прямо на зрителя.
Младенец Христос на обеих иконах представлен одинаково. Его фигура расположена слева от Богоматери, строго фронтально. Левая рука скрыта под складками гиматия, правая отведена к центру композиции и сложена в двоеперстие.
Очень важная особенность Табынской иконы – тёмный оттенок ликов Христа и Богородицы. Причём, эта черта отмечается даже в самых ранних преданиях, что доказывает глубокую «ветхость» образа уже к моменту его обретения.
На очень старых иконах потемнение ликов – результат естественного старения олифы. Сохранение яркости красок фона и одежды может быть связано с тем, что ранее святой образ был закрыт ризой.
Именно древность была одной из причин повсеместного почитания Табынской Божьей Матери не только христианами Южного Урала, но и тамошними язычниками и мусульманами.
Даже на поздних списках иконописцы старались воспроизвести тёмные оттенки ликов Богоматери и Христа, которые видели на оригинале. Подлинную икону, тем более, никто и никогда не пытался поновить, высветлив лики. Более того, вокруг данной особенности сложилось поверье, что Богородица открывается на этом образе лишь самым достойным.
P.S: Во время Гражданской войны икона была доставлена в Оренбург, в котором находились белоказаки, особо почитавшие Табынскую икону. Атаман А. И. Дутов использовал авторитет иконы для привлечения казаков в свою армию. После этого в стан белых перешло почти двадцать тысяч трудовых казаков и фронтовиков. В марте 1920 года икона была доставлена в Китай. Икона исчезла во время её перевоза в Пекин в 1949 году. Возможно, ее перехватили иезуиты и увезли в Рим, где она была передана римскому папе.
Согласно другой версии исчезновения Табынской иконы, в 1919 году её вместе с остатками Оренбургской армии увез в Китай атаман Дутов, где она находилась в штабе казачьего войска в походной церкви города Суйдун провинции Синьцзянь, а после 1938 года — в Николаевском храме в городе Кульдже той же провинции. Сын диакона Кульджинской церкви отмечал исцеления от иконы, в том числе иноверцев. Табынская икона часто поднималась на крестные ходы. Обычно они совершались по городам, где проживало русское население. В 1950-х годах предпринятая игуменом Кульджинского храма попытка вывезти её в СССР не удалась, так как прихожане этого храма отказали ему это сделать. Затем икона исчезла. Согласно жителям Кульджи, она спрятана в окрестностях их города. В настоящее время предпринимаются поиски иконы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
После побед Великого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного над Казанским ханством и Ногайской Ордой в 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий привел свой род в подданство «Белого царя». Ногайцы и часть башкир оставшаяся верной Ногайскому хану стали делать набеги на поселения табынцев.
Тогда по просьбе всего башкирского народа в 1574 году отряд казаков и стрельцов под командованием атамана Ивана Григорьевича Нагого на двух реках Уфе и Белой Воложке основал...ЕщёВо время нашествия монголов были уничтожены проживающее на территории сегодняшней Башкирии венгры . Из низовий Амударьи и Сырдарьи на освободившиеся места пришли башкирские племена. Одно из них племя «Табын» родоначальник которого Майки-бий был назначен Чизгиз-ханом наместником этих мест. Род поселился в верховьях рек Миасс и Тобол. Но после распада Золотой Орды из за начавшихся междоусобиц ханов-шейбанидов ,Табынский род перешел через Уральский хребет и принял подданство Ногайской Орды.( Очерки истории Табынского края В.Н. Курмаева.)
После побед Великого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного над Казанским ханством и Ногайской Ордой в 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий привел свой род в подданство «Белого царя». Ногайцы и часть башкир оставшаяся верной Ногайскому хану стали делать набеги на поселения табынцев.
Тогда по просьбе всего башкирского народа в 1574 году отряд казаков и стрельцов под командованием атамана Ивана Григорьевича Нагого на двух реках Уфе и Белой Воложке основал острог для защиты башкир от набегов Ногайского и Сибирского ханов. В край потек поток русских людей, стали основываться поселения и монастыри. При исследовании края казаки в 90 верстах от Уфы наткнулись на приток реки Белой с солоноватой и тяжелой водой, а поднявшись по нему верст на пятнадцать нашли ключи выше которых вода в реке была пресной. В 3-4 верстах от этих ключей русскими монахами была основана Воскресенская пустынь, а первые пожалования сделаны Царем Федором Иоанновичем после разорения пустыни башкирами в 1586 году.
Первое явление Табынской иконы Божьей Матери произошло между 1594 и 1597 годами, как гласит предание : Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса и проходя мимо соленого источника, услышал голос «Возьми Мою икону». Но считая эти слова наваждением , постарался на обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители приятииМя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божьей Матери. Из под камня били два источника ,с права соленый, а слева пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме , но на утро иконы не обнаружили стали искать и нашли ее на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм , но на утро вновь нашли ее на вратах, Тогда решили построить над вратами часовню и там молиться ей.
О чудесном событии было сообщено воеводе Уфимскому и Казанскому иерарху. После чего Святую икону носили сначала в Казань , а потом в Уфу но икона там исчезла и вновь явилась на том же камне и снова была поставлена в монастыре. Видимо эти чудесные случаи стали известны самому Царю Федору Иоанновичу и он дарует монастырю новые земли и мельницу. А Казанский архиепископ Гермоген на соленных ключах открывает новый монастырь называя его «Пречистинским». Монастырю позволено варить соль для пополнения монастырской казны.
В 1734 году по указу императрицы Анны, обер-секретарь Сената И.К. Кирилов прибыл в Уфу для основания города Оренбурга. В том же году была основана Верхояицкая пристань ( Верхнеуральск) и укреплена крепость Табынск. В 1735 году Верхояицкая пристань была уничтожена башкирами, а в 1737 году прибывшими донскими казаками начато строительство Верхояицкой крепости.
Императорским указом в 1744 году было учреждено Оренбургское казачье войско.
Время второго явления Табынской иконы точно неизвестно, но не ранее 1765 года, а произошло оно следующим образом: Три пастуха башкира пасли ск...ЕщёВ 1707-1708 году во время восстания башкир согласно преданию потомков казаков, Табынская икона вновь пропала. Бунтовщиками были разрушены солеварные заводы , монастыри и церкви, русские поселения, лишь малый острожек на реке Белой выдержал нападение, дав в последствии начало знаменитой крепости Табынск. Ставшей опорным пунктом России при укреплении Юго-восточных границ и строительстве Оренбургской пограничной линии.
В 1734 году по указу императрицы Анны, обер-секретарь Сената И.К. Кирилов прибыл в Уфу для основания города Оренбурга. В том же году была основана Верхояицкая пристань ( Верхнеуральск) и укреплена крепость Табынск. В 1735 году Верхояицкая пристань была уничтожена башкирами, а в 1737 году прибывшими донскими казаками начато строительство Верхояицкой крепости.
Императорским указом в 1744 году было учреждено Оренбургское казачье войско.
Время второго явления Табынской иконы точно неизвестно, но не ранее 1765 года, а произошло оно следующим образом: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божьей Матери. Они бросились рубить ее топором , говоря «Вот Русский Бог», и раскололи икону на две части . После чего ослепли, стали плакать и молиться: «Не уйдем пока Русский Бог нас не исцелит» Самый молодой из них башкир 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику, и они каясь в содеянном мыли глаза соленой водой и милостью Богородицы также прозрели. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине что не пришла вовремя. И уже поздно вечером все кто на телеге, кто пешком поспешили на источники и там увидели чудотворную икону, о которой было известно еще по старинному преданию. Позвали священника и перенесли икону с подобающей честью в свой храм. Но утром икону там не обнаружили, а в Табынске (хотя он расположен в 20 километрах от соленных ключей) открыли храм и увидели чудесно явившуюся икону Божьей Матери. Много раз после этого пытались оставить
икону по разным местам, но Божия Матерь всякий раз чудесным образом возвращала икону в Табынск. С тех пор икона и стала называться народом «Табынской». Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9-ю пятницу после Пасхи, ныне этот день празднуется всем народом, а Божья Матерь отмечает этот день великими чудесами.
Известно что тот молодой башкир принял святое крещение. Он проводил особую подвижническую жизнь. Каждый год ходил крестными ходами, которые продолжались почти весь год, везде за чудотворной иконой в одном подряснике и скуфье. Зимой и летом был босой и спал в снежных сугробах. Он с трепетом рассказывал , как обрели они чудотворную икону , как рубили , как ослепли и прозрели. Прожил он около 130 лет, и умер во время крестного хода около города Челябинска.
20 июня – село Табынск , 22 июня – завод Богоявленский, 23 июня – дер. Зиргановка, дер. Макаровка, башкирские земли ( здесь святую Икону сопровождали сами башкиры), 27 июня – завод Авзяно-Петровский, 30 июня – Кагинский, 2 июля Узянский, 6 июля – Белорецкий, 9 июля – Верхнеуральск , 26 – июля – Троицк, 15 августа – станица Таналыкская, 20 августа – Орск, 30 а...ЕщёПочитание иконы было настолько велико, что вызывало порой жаркие споры каждое село или приход хотели чтобы чудотворная икона побывала и у них. Крестные ходы с Табынской иконой продолжительностью более 4 тысяч километров проходили согласно повелению Императора по правилам утвержденным Святым Синодом и расписанному по времени маршруту утвержденному Губернатором и Правящим Архиереем Оренбургской епархии. Начинался крестный ход каждый год из Табынска после 9-й пятницы по Пасхе и возвращался через год перед Пасхой в Табынск чтобы вновь начаться после 9-й пятницы. Маршрут следования Табынской чудотворной в 1908-1910 годах был следующий:
20 июня – село Табынск , 22 июня – завод Богоявленский, 23 июня – дер. Зиргановка, дер. Макаровка, башкирские земли ( здесь святую Икону сопровождали сами башкиры), 27 июня – завод Авзяно-Петровский, 30 июня – Кагинский, 2 июля Узянский, 6 июля – Белорецкий, 9 июля – Верхнеуральск , 26 – июля – Троицк, 15 августа – станица Таналыкская, 20 августа – Орск, 30 августа –станица Верхнеозерная, 7 сентября – Оренбург, 5 декабря – Уральск, январь – Самарская губерния и т.д. до следующей 9-й пятницы.
Икона перевозилась в сопровождении нескольких священников, в закрытом экипаже запряженным лошадьми на которых ни кто и никогда, ни садился. Особо почитали и любили Табынскую икону в Уфимской, Оренбургской, Тюменской, Кустанайской, Астраханской, Самарской, Челябинской, Уральской и Казанской губерниях. Люди вспоминают, что от одного присутствия чудотворной иконы больные исцелялись, обновлялись старые иконы, а за два месяца до прихода иконы колдуны и бесноватые начинали мучиться. Чудес и исцелений связанных с иконой великое множество. При чем Божья Матерь помогала не только христианам , но и мусульманам.