Он был возведен в ознаменование взятия в 1552 году Казани, столицы Казанского ханства. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы: его высота - 60 метров.
Храм Василия Блаженного — всего лишь народное название собора Покрова Святой Богородицы на Рву. Что за ров такой? Дело в том, что вплоть до XIX века Красная площадь была окружена оборонительным рвом, который в 1813 засыпали. Именно возле этого рва и построили храм.
До середины XVI века на южной стороне Красной площади стояла небольшая церковь. Достоверно не известно, была она каменной или деревянной, но большинство исследователей все-таки склоняются к версии о Троицкой церкви, срубленной из дерева.
Вероятно, именно поэтому одна из церквей храма была освящена во имя Троицы. В середине XVI века деревянную церквушку снесли, а на ее месте основали новую — тоже деревянную. И лишь спустя год, в 1555, ее разобрали и заложили каменный храм в честь взятия Казани.
Существует несколько версий, кто же был архитектором чуда России. По одной из них, над созданием храма трудились зодчие Постник и Барма. Когда они закончили строительство, Иван Грозный будто бы приказал выколоть обоим глаза, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Однако задокументировано, что Постник после участвовал в создании Казанского кремля, и значит, зрения не терял.
По другой версии, Постник и Барма были одним человеком — псковским мастером Постником Яковлевым, по прозвище Барма. В летописях мы можем встретить упоминания как о двух зодчих: «…дарова ему [Ивану Грозному] Бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу», так и об одном: «сын Постникова, по реклу Барма».
Третья версия гласит, будто над храмом Василия Блаженного работал заморский архитектор, вероятно, из Италии — отсюда такой необычный внешний вид храма. Однако эта версия так и не нашла подтверждения.
10 церквей на одном основании
Свое народное название храм получил благодаря приходу Василия Блаженного, пристроенного в конце XVI века. В 1557 скончался знаменитый юродивый и чудотворец Василий, который подолгу сидел у храма и завещал похоронить себя рядом с ним. По приказу Федора Иоанновича выстроили церковь, в которой и покоятся мощи святого.
Главное достоинство храма Василия Блаженного — его необычная архитектура. Если взглянуть на храм сверху, то можно заметить, как он был выстроен. По центру расположена главная столпообразная церковь в честь Покрова Божьей Матери.
Вокруг нее расположены четыре осевых церкви и еще четыре поменьше. Каждая из них также освящена в честь одного из праздников, на которые приходились решающие битвы при взятии Казани. Все девять церквей возвышаются на общем основании, обходной галереей и внутренними ступенчатыми сводами. Дополнительно примыкают приход Василия Блаженного и шатровая колокольня, построенная в конце XVII века.
Каждая церковь увенчана луковичной главкой, традиционной для русского храмового зодчества. Каждая луковка уникальна — резьба, узоры и всевозможные цвета создают праздничный, нарядный вид. Но ученые до сих пор спорят, что именно символизирует та или иная краска. По одной из версий, такие пестрые цвета можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого, того самого, который сподобился видения Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что он увидел во сне Небесный Иерусалим, а в нем сады с прекрасными деревьями и несказанной красоты плодами.
Образ этого собора не раз ставил в тупик иностранцев. Одному немецкому путешественнику казалось, что храм создан "более для украшения, чем для молитвы". Как только его не называли: и гигантским кондитерским изделием, и "слеплением сталагмитов", и "зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем".
Храм Василия Блаженного неоднократно страдал от огня и грабежей. Началось всё еще во время польско-шведской интервенции 1612 года, а во время пребывания французов в Москве в 1812 году наполеоновские нечестивцы устроили в нем конюшню. Отступая, Наполеон. хотевший изначально желавший вывести шедевр во Францию, отдал приказ взорвать "мечеть" (так он почему-то назвал собор), но этот приказ не успели выполнить.
Вскоре храм Василия Блаженного отреставрировали и вновь освятили. Архитектор Бове, восстанавливавший Москву после пожара, обнес храм чугунной оградкой. Очередная опасность грозила ему в советские годы. Существует легенда, будто бы Каганович, демонстрируя Сталину проект реконструкции Красной площади, смахнул с макета модель храма, чтобы освободить место для демонстраций трудящихся. «Лазарь, поставь на место», — якобы заявил генсек. Конечно, это байка. Собор уцелел только чудом и самоотверженным подвигом архитектора Петра Барановского, запершегося в храме накануне предполагаемого сноса. Еще в 1929 году храм был закрыт, тогда же были сняты колокола - их стали вновь собирать только в 1990 году.
Барановский обещал поднять мировую культурную общественность, был арестован, потом выслан за 101-й километр, но храм устоял. При Хрущеве Петру Дмитриевичу пришлось повторить свой подвиг ирам Василия Блаженного стал филиалом Государственного Исторического музея России.
Сегодня, несмотря на музейный статус, в нем регулярно проводятся богослужения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев