Регион проживания образует своеобразную территориальную единицу этноса, сосредоточенную вдоль реки. Живущие в одной речной долине осознают себя как единая группа. Постепенно в этническом сознании представителей группы и ее соседей складывается на¬звание группы по месту локализации, т.е. по названию речной долины. Например, долина р. Урсул называется «Урсул ичи»: под определением «ичи» имеется в виду низина, окаймленная горными хребтами. Расселенная здесь группа называет себя «Урсул ичинын алтайлары» (алтайцы долины Урсула).
При этом этнолокальные группы, сформировавшиеся в конкретных речных долинах, отличаются друг от друга родовым составом — кроме общих сёоков имеются специфические роды, характерные только для данной речной долины. Как правило, эти группы обладают характерным диалектом, речевой интонацией, этнопсихологическим типом. Отсюда вы¬рабатывается обобщенный образ этнической группы: какого сёока, какого облика, нрава и обычаев, на каком наречии говорят, какое хозяйство ведут и пр.
Тот факт, что наименование этнолокальной группы алтайцев об¬разуется по названию реки, в долине которой она расселена, свидетельствует о взаимосвязи ландшафта и этноса. Этнокультурные отличия алтайцев, обусловленные природными особенностями, были замечены В.И. Вербицким. Введенное им деление на «северных» и «южных» алтайцев было принято в историко-этнографической литературе. С тех пор северными группами считаются тубалары, челканцы и кумандинцы, расселенные в северном предгорье Горного Алтая — Майминском, Чойском и Турачакском районах РА. Живущие по р. Лебедь и притоку Байгол называются «лебединцами» («куу кижи», куу — «лебедь»; кижи — «человек»).
Южные алтайцы, состоящие из алтай кижи и теленгитов, также локализируются по речным долинам. Теленгиты Кош-Агачского района состоят из «чуйских» и «архытских», Улаганского района — «чулышманских» и «башкаусских». Алтай¬ кижи расселены в бассейне рр. Чарыша, Песчаной, Катуни. Так, в Онгудайском районе они делятся на «каракольских», «урсульских», «яломанских», Усть-Канском районе — на «канябоганских» и «чарышских», Усть-Кокскинском — на «абайских» и «оймонских», Шебалинском — на «чергинских» и «бешичинских». Название группы дается по реке, протекаю¬щей по территории расселения.
Речная долина осмысливается как этническая, семейно¬родовая территория, родной край человека. В сознании народа сложилось особое представление о значимости реки как образа Родины. Аналогом ему в алтайском языке выступает слово «Алтай». Одной из важных сторон образа родины¬ Алтая выступает река как существенный элемент картины мира алтайцев. О месте проживания принято спрашивать так: «Из какого Алтая гость? Где ваш Алтай?». Сегодня территорию проживания продолжают называть не по району, а по речной долине. Эта особенность объясняется административным делением региона, которое не отвечает этническому делению алтайцев. Например, алтай кижи долины р. Песчаной (Шебалинского райо¬на) в этническом и этнокультурном отношении ближе к алтай кижи Усть-Канского района. Другой пример: алтай кижи с. Сугаш (Усть-Коксинского р¬айона) «по духу» ближе к алтай кижи долины р. Чарыш (Уст¬-Канского района).
Таким образом, название этнолокальной группы алтайцев образовано по названию речной долины, в которой она расселена: Кадын ичинын, Беш ичинын, Чуй ичинын («из долины реки Катуни», «из долины реки Песчаной», «из долины реки Чуи») или Кан Чарастын алтайлары, Каракол Урсулдын алтайлары («алтайцы рек Кана Чарыша», «алтайцы рек Каракола¬ Урсула»). В названии группы алтайцев заключена информация о ее этнокультурных особенностях: например, говоря о чулышманцах, имеют в виду теленгитов долины р. Чулышман (Улаганского райо¬на), подверженных крещению в XIX в., но не утративших знание родного языка и традиционных верований. Когда говорят о группе «Кадын ичинын алтайлары», имеют в виду алтайцев низовьев р. Катуни (Чемальского района), хотя эта река протекает по нескольким районам, среди других групп алтайцев. У алтай кижи долины р. Песчаной сохранились устои шаманизма, а по р. Урсул расселены потомки бурханистов — сторонников новой идеологии начала прошлого века. В самом названии этнолокальной группы алтайцев «читается» ее утвердившийся стереотип.
Особый интерес представляет мировоззренческий аспект вопроса. Известно, что представление народа о природе является одним из компонентов этнической культуры. Река как любой природный объект обладает тремя признаками: одухотворена (тынду), имеет хозяина (ээлÿ), почитаема (байлу). «Река» по-алтайски называется суу, что дословно означает «вода». Приняты другие варианты: агын суу — «текущая вода», jаан суу — «большая вода». Аналогом большой ¬мировой реки является ближайшая река региона. Крупная река сравнивается с морем (талай), океаном (тенис). Слияние рек Катуни и Бии предстает в образе «Кадын Бийдин талайы» (море Катуни Бии). О реке как мировом океане, в водах которого покоится земля, принято говорить как о живой: «Суу jерди тудуп jат» — «Вода держит землю» (т.е. реки и озера связаны под землей между собой); «jерден чыгып jат» — «выходит из-под земли»; «кирип jат» — «входит»; «биригип jат» — «сливается» и др. Хозяйкой реки выступает змея (jылан — суунын ээзи), которая на своей го¬лове приносит воду. Змею, находящуюся в реке, убивать запрещалось. По отношению к одухотворенной реке существует ряд предписаний: если река выходит из берегов и этим причиняет беспокойство, то ругать ее не принято, и, наоборот, если река обмелела и не представляет препятствий, то пренебрегать ею не следует.
Реку наделяют антропоморфными чертами — ее начало обычно называют «суунын бажы», что означает «голова реки». Река не обладает конкретными половыми признаками — женскими или мужскими, но так как она символизирует родину, то выступает в образе матери (эне) или отца (ада). В фольклорных текстах встречаются следующие определения: «Беш эне» — река мать Песчаная, «Эне Чуй» — река мать Чуя, «Урсул ада» — «отец¬ река Каракол». Если человек впервые видит реку, то с ней следует «познакомиться» — правой рукой отчерпнуть воды на берег четное количество раз и смочить свою макушку в знак пожелания благополучия.
Река почитаема, поэтому ее исток связывается с сакральным центром, недоступным для человека. Верховье реки представляет собой особый ландшафт, как правило, это высокогорный регион, покрытый тайгой. Г.П. Потанин в примечаниях к фольклорному сборнику Н.Я. Никифорова писал: «Алтайское представление о тайге не соответствует тому, которое мы привыкли соединять со словом тайга, с представлением о густом лесе на равнине». У алтайцев существует запрет подниматься на такие горы, особенно женщинам как ритуально нечистым. Другой запрет — ставить жилье в верховье реки, что повлечет утрату благополучия семьи, — связан с представлением об образе «пупа земли», «мировой горы». Самая полноводная р. Катунь берет начало у высокой вершины Сибири — Белухи (4506 м). Эта мировая гора названа «Кадын Бажы Ўч Сÿмер» (Исток Катуни Трехвершинный), а мировая река именуется «Эне Кадын киндиктÿ» (Мать¬Катунь, имеющая пуповину (т.е. вершину). В этих семантических названиях прослеживается сакральная связь горы и реки, небесного мира и земной жизни, природы и человека.
Река осмысливается как «дорога в заданном направлении» — от истока к устью. По ее берегам — земная жизнь, а по дну — недоступная дорога в иной мир. Идти по берегу против течения расценивается как надменное отношение к реке. Ее величие подчеркивается таки¬ми правильными действиями, как движение вниз по течению. Водная стихия ассоциируется с противоположным миром, поэтому погружение человека в воду меняет его состояние — если болен, то река унесет его болезнь, если здоров, то его здоровье. Умываться следует над землей, чтобы вода с лица не ушла в реку. Стирать одежду, мыть посуду следует на берегу, а использованную воду выливать на землю.
Река осмысливается и как «граница миров». Переправиться через реку, а значит, пересечь ее течение, означает переход из одного мира в другой. Земную реку продолжает мифическая река шаманов камов, называемая Тойбодым, что дословно означает «не насытилась», так как она вбирает в себя все негативное и отрицательное.
Земная вода считается чистой, поэтому нельзя переправляться через реку, а также по мосту тем, у кого не истек траурный год, а так¬же перевозить умерших. Река разделяет миры на разных берегах, причем мир на противоположном берегу обладает другими, полярными качествами. Если в семье происходят несчастья — смерть, падеж скота, болезни, — то следует поменять место жительства, переселившись на другой берег: «река унесет несчастье и даст благополучие семье». Река, как и тайга, представляет собой важную составляющую окружающего мира. Переправа и перевалы считаются опасными из¬-за близости иного мира, поэтому правилом хорошего тона считается пожелание благополучной переправы: Талайдын болзо, кечÿлÿ jурзин. Если большая река (на пути) — пусть будет с переправой, Тайгадан болзо, ажулу jурзин. Если тайга (на пути) — пусть будет с перевалом.
Функция порубежности реки между мирами людей и божеств, своим и чужим пространством подтверждается сакральной практикой. В народе говорят, что нет стихии больше, чем огонь и вода. Эта символическая пара проявляется в ритуале гостеприимства, когда гость, преодолев переправы и перевалы, вручает гостинцы. Хозяйка угощает, в первую очередь, огонь очага четным количеством кусочков. В этом проявляется почитание не только очага, гостя, но и Алтая, состоящего из тайги и рек. Словом, мифологический образ реки подтверждается сакральной практикой с соблюдением символических пар «река тайга», «жизнь смерть», «вода огонь». Способ восприятия и объяснения мира, места человека в окружающем мире формирует чувство уверенности для существования и деятельности в нем.
Для усиления сакральности образа реки используются символические коды: металлический, цветовой, числовой, астральный. Каждый символический код состоит из двух противоположных половин — одна символизирует земную жизнь, другая означает потусторонний мир. В дальнюю поездку отправляются в новолуние и до полудня, потому что после полнолуния и полудня благополучной дороге будут препятствовать темные силы. Ритуальные действа совершают правой рукой, а левой стороной руководствуются при совершении поминок. Четное число считается символом земной жизни, а нечетное — потустороннего мира исходя из мифологической идеи «хаос — нечет, гармония — чет». После знакомства с рекой принято две или четыре се¬ребристые монеты бросить в воду, потому что белый цвет олицетворяет земную жизнь; медные монеты для иного мира.
Таким образом, исходя из того, что река на Алтае — это символ родины, в долине которой формировались этнолокальные группы с конкретным этнокультурным типом, мифопоэтический образ Реки подтверждается сакральной практикой с соблюдением символических пар, таких как «вода — бессмертие», «земля — река», «река — океан», парных названий.
Этнолокальные группы алтайцев (Республика Алтай):
1. «Кадын ичинын алтайлары» — алтайцы среднего течения р. Катуни;
2. «Каракол Урсул ичинын алтайлары» — алтайцы долины рр. Каракола и Урсула;
3. «Чарас ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Чарыш;
4. «Беш ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Песчаной;
5. «Уймон ичинын алтайлары» — алтайцы Уймонской долины;
6. «Чуй ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Чуи;
7. «Чолышпа ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Чулышман;
8. «Бий ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Бии;
9. «Куу ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Лебедь;
10. «Майма ичинын алтайлары» — алтайцы долины р. Майма.
Надежда Тадина.
Нет комментариев