Многие дети, особенно дошкольники, отличаются активностью
, бьющей через край эмоциональностью
и неуёмным желанием изучать мир – лучше всего, весь и сразу
Чаще всего это нормально, хоть и мешает иногда нам, взрослым. Но бывает, что активность ребёнка не просто высокая, а чрезмерная и неуправляемая.
Давайте рассмотрим несколько особенностей поведения, на которые можно обратить внимание, чтобы понять – ребёнок очень активный и подвижный, или есть причины насторожиться.
Сразу заметим, что если они появляются редко, в единичных ситуациях, это может ни о чём не говорить.
Каждый ребёнок, да и взрослый тоже, иногда может быть нетерпелив, отвлечься на что-то более интересное или действовать, не подумав.
Но если вы постоянно, в течение нескольких месяцев замечаете их, это может быть поводом понаблюдать за ребёнком более внимательно и, возможно, проконсультироваться со специалистом.
Понимание ситуации
Активный ребёнок постепенно узнаёт, что есть места и ситуации, где нужно вести себя тихо. На детской площадке можно бегать и кричать, но у мамы на работе стоит заняться чем-то спокойным. Когда в садике идут занятия, необходимо сидеть и выполнять задание, а для игр и веселья есть другое время. С мамой и папой можно вести себя свободно, а с незнакомыми взрослыми надо быть сдержанным и вежливым. Со временем ему даже не нужно об этом напоминать – ребёнок учится сам оценивать ситуации и выбирать, как он должен себя вести.
При гиперактивности ребёнок ведёт себя одинаково беспокойно и непоседливо всегда: дома и в садике, на уроке и на перемене, с детьми и со взрослыми. И никакие замечания не могут сдержать его надолго – ребёнок может затихнуть на несколько минут, но вскоре снова придёт в движение.
Понимание правил
Активные дети умеют подчиняться правилам. Попав в новую обстановку, где действуют новые правила, они могут поначалу забывать о них или проверять на прочность, но постепенно осваиваются. Со временем активному ребёнку лишь иногда нужно напоминать про отдельные правила, которые он упускает из виду, увлёкшись чем-то.
Гиперактивный ребёнок часто не удерживает правила даже в тех занятиях, которые ему интересны – например, в играх. Когда правил несколько, он постоянно забывает большую их часть, и никакие повторения и замечания не помогают ему. Зато может помочь наличие напечатанного списка, который будет перед глазами.
Спокойные занятия
Активный ребёнок вполне способен уделить время и внимание занятиям, которые не требуют от него движения – рисовать, лепить, читать, самостоятельно придумывать с игрушками спокойные игры.
Гиперактивному ребёнку такие дела даются очень сложно. Даже заинтересовавшись, например, рисованием, он, скорее всего, быстро бросит или будет постоянно отвлекаться, ёрзать, соскакивать с места – то есть, всё равно постоянно двигаться.
Усталость
Даже у самого непоседливого ребёнка запас энергии рано или поздно заканчивается. В норме ребёнок, устав бегать и прыгать, может сам переключиться на спокойные дела или прилечь отдохнуть. Правда, активные дети, как правило, отличаются завидной выносливостью и нуждаются в таких минутах передышки нечасто .
Гиперактивные дети, даже устав, часто не могут остановиться сами, пока силы не закончатся совсем – усталость чаще приводит к тому, что ребёнок ещё больше теряет контроль над собой. Ему требуется помощь взрослого, который сможет его остановить и успокоить, переключить на что-то. При этом гиперактивные дети устают быстро и меньше эффективны в занятиях, чем их активные сверстники.
Наличие цели
Активный ребёнок не просто подвижен – за всеми его действиями лежит какое-то его желание. Он бежит, потому что хочет быстро добраться до нужного места. Он лезет на шкаф, потому что хочет что-то взять – и он знает, для чего ему нужна эта вещь. Он задаёт миллион вопросов, потому что хочет узнать что-то новое. В его активности есть понятный для него смысл, даже если этот смысл – игра в погоню с использованием диванных подушек.
У гиперактивного ребёнка активность часто оказывается неупорядоченной, бесцельной. У него просто есть потребность в самом движении, он не может долго оставаться на одном месте. Добежав до цели, он тут же мчится в другую сторону. Получив вещь, которую он добивался, он быстро теряет к ней интерес и лезет за чем-то другим. Прокричав вопрос, он уже не слушает ответ. Даже если заставить его сидеть, ребёнок будет сползать под стол, размахивать руками, хватать всё, что попадётся на глаза – безо всякой осознанной цели. Фактически, целью для него является сама активность.
#цпмсс_доверие #мирнинскийрайон #мирнинский_районСоставлено
педагогом-психологом
Штайц Т.К.
Нет комментариев