Поэт Ким Рыжов ушел на берег, к воде, покурил там всласть и вернулся "с урожаем". Листок бумаги исписан строчками:
Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять -
То ли небо в озера упало,
И не понять -
То ли озеро в небе плывет...
Поэт и сценарист.Автор известных песен"Гаснут на песке", хита Поющих гитар "Сумерки", "Стоят девчонки", "Признание","Еще не вечер" и многих других.
А.Колкер прослушал стихи до конца, помолчал и, подхватив аккордеон, заперся в ванной.
Из беседы с А.Колкером:
- Какая-то искра словно прожгла сердце. Я не знаю, сколько Прошло времени - десять минут, или сорок, или двадцать восемь. Музыка... Как будто я уже знал ее. И слышал. Отдельные обороты я потом подправил. Кое-что изменилось.
Действительно, кое-что изменилось. Можно было оставить строку; "Светится белая ночь напролет" как есть. Хорошая строчка. Колкер предложил ввести многократное усиление эпитета "белая", чтобы фраза затрепетала: "Светится белая, белая, белая ночь напролет!" Теперь и следующие строчки воспринимаются более рельефно- как вздох и успокоение:
Смущение души сменяется покоем. Как перехватывающий дыхание подъем - отдыхом па вершине. Как всплеск на озере - тишиной.
Несколько дольше писал композитор проигрыш к песне. Он нащупывал в его мелодических изгибах чуть-чуть северный, карельский характер. Может быть, лесную свежесть и чистоту. Кульминационная строчка припева "Остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер" - метафора Карелии. Редкое обаяние музыкально-поэтической формы песни - результат счастливой синхронности ощущений композитора и поэта, тонкого проникновения авторов в своеобычность миросозерцания народа, в самую стилистику пейзажа. "Карелия" вобрала в себя скромную красоту и негромкость чувствоизъявлении, присущих тамошнему человеку. В мелодике песни угадано очарование северной природы, целомудрие чувств, ею возбуждаемых.
Через несколько дней в Зеленом театре Петрозаводска состоялась премьера "Карелии" в авторском исполнении. По возвращении в Ленинград композитор вручил судьбу песни молодой, одаренной, не слишком известной еще певице Лидии Клемент. Запись на радио - и "Карелия" разнеслась по стране. Песню запели. Она стала "визитной карточкой" автора. Композитор усаживается за рояль, берет первые аккорды - весь зал, где бы это ни происходило, тут же, с энтузиазмом подхватывает "Карелию". Триумфальный успех песни авторы делили с ее исполнительницей.
Л. Клемент пришла на эстраду из художественной самодеятельности Ленинградского инженерно-строительного института.
Позднее в Молодежном эстрадном ансамбле Дома культуры промкооперации она с успехом исполняла "Песенку почтальона" Колкера. Девушку быстро запомнили. Лучистые голубые глаза с золотыми искрами в глубине зрачков, прелестная улыбка, ямочки на щеках. Ее никогда не видели хмурой, взвинченной, рассерженной, хотя жизнь ее в общем-то не баловала. У Клемент небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет. Не заигрывала с публикой. Держалась с достоинством. Была увлечена песней. Этим и заражала. В ее исполнении - проникновенном без сентиментальности, легком без бодрячества - обрели популярность песни А. Петрова ("Звезды в кондукторской сумке", "Осень"), Г. Портнова, Ю. Саульского. Однако вначале была "Карелия" - ее песня!
На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Н. Курихин снял фильм, куда вошла "Карелия" в исполнении Л. Клемент. Режиссер застелил пол студии стеклом, и лучи света, преломленные им, казались игрой солнечных бликов на воде. Певица исполняла песню на большом "валуне" возле "озерной глади". В финале она подымалась и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение, напротив, уходило в глубину кадра. Простой прием рождал поэтическую мысль: часть души остается здесь навсегда, растворяется в карельском пейзаже. Фрагмент с "Карелией" часто показывали по телевидению. А потом какие-то равнодушные люди сочли, что пленка устарела... И пленку уничтожили!
…Жизнь Клемент оборвалась внезапно. Певица сгорела как свечка. За две недели. Словно прощальные гудки пароходов звучали по радио ее песни. Памятник на ее могиле (архитектор Ю. Лобанов) - диск, напоминающий пластинку, а над ним горизонтально повисший брусок-топарм. Рядом - березка, два клена...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1