Родителям первоклассников на заметку.
Вхождение ребёнка в новый социальный статус «школьник», хотя и является для ребёнка желаемым событием, в тоже время становиться для него стрессогенным. Во-первых, ребёнок попадает в совершенно новые для себя условия, это новый коллектив, новые значимые взрослые, иной распорядок дня. Во-вторых, к ребёнку появляются новые требования, которых прежде не было и появляется совершенно новый аспект, посредством которого его оценивают не только другие, но и он сам, (это учебная деятельность). В-третьих, ведущая деятельность становиться учебной, игровая уходит на второй план. Конечно, ко всем этим условиям ребёнку необходимо приспособиться, ведь они требуют от ребёнка абсолютно иных психофизических затрат, чем это было ранее.
Новая социальная ситуация, с поступлением ребёнка в школу, ужесточает условия его жизни. От ребёнка требуется организованная произвольность, это необходимый компонент для успешного выполнения учебной деятельности. Ребёнку необходимо не только высидеть время определённого урока, но и в процессе его, сосредотачивать своё внимание, концентрироваться, запоминать, выполнять какие-либо письменные действия и всё это в определённые моменты урока, когда это необходимо. Эти условия просто не могут не отражаться как на психическом, так и на физическом здоровье ребёнка.
Если в дошкольный период, индивидуальные особенности ребёнка, не могли мешать его естественному развитию, потому-что они учитывались его взрослым окружением, то с приходом в школу, ситуация кардинально меняется. В школе, ребёнку необходимо выполнять определённые требования, связанные с определённым временным фактором и обусловленным определённым результатом, который необходимо достичь. Происходит стандартизация условий жизни ребёнка. В результате чего, возрастает тревожность, утомляемость, гипервозбудимость и т. д.
В целом, адаптация длится от двух до шести месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. В некоторых случаях, она может продолжаться и более долгий срок, тогда, возможно мы можем говорить о так называемой школьной дезадаптированности, это довольно серьёзный диагноз, который требует глубокого, детального рассмотрения, выявления причин и составления определённой программы, по коррекции данного явления. В процессе школьной адаптации, родители отмечают у детей головные боли, снижение аппетита, плохой сон, усталость, раздражительность, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушение нервно-психического здоровья и т.д.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что школьная адаптация, это действительно очень важный и сложный аспект, в процессе становления учебной деятельности младшего школьника. Поэтому он обязательно должен носить контролируемый и управляемый характер, как со стороны педагога, так и со стороны родителей или лиц их замещающих, чтобы помочь ребёнку, как можно скорее и безболезненно, пройти этот довольно сложный период в его жизни. Для этого, родителям необходимо постоянное взаимодействие в процессе учебной деятельности, не только с педагогом, но и со школьным психологом, если таковой имеется в учебном учреждении.
Только в том случае, когда индивид адаптировался к новым условиям, но способен адекватно эти условия использовать, в процессе определённой деятельности. В данном случае мы говорим об учебной деятельности младшего школьника, которая в свою очередь связанна с мотивацией учения и эта мотивация является одним из основных компонентов данной деятельности.
В период младшего школьного детства, учебная деятельность становится ведущей, в ней происходит не только развитие всех психических функций, но и формирование новых. А так как учебная мотивация направлена на формирование и процесс оптимального протекания учебной деятельности, которая в свою очередь является ведущей, то она является важной составляющей в формировании личности младшего школьника в целом.
Однако на начальном этапе учебной деятельности младшего школьника познавательные мотивы ещё не играют ведущую роль в структуре учебной мотивации. На этом этапе у младших школьников, преобладают широкие социальные мотивы, непосредственно познавательные, формируются на более позднем этапе школьного обучения. Но это абсолютно не значит, что педагогу не нужно их использовать, наоборот, учителю необходимо не только их поддерживать, но и по возможности усиливать их положительное влияние на личность ребёнка. Младший школьник, очень доволен своим новым социальным статусом, ему нравятся новые атрибуты, которые связаны со статусом школьника, благодаря широким социальным мотивам, у ребёнка формируется стойкое желание ходить в школу. Педагогу необходимо использовать эти мотивы, которыми пользуется ребёнок на данном этапе, чтобы сформировать положительное отношение, ко всему, что связанно со школой в целом.
На начальном этапе школьного обучения, ребёнок рассматривает учебную деятельность, как особый вид игры (чаще всего). В этих условиях, учитель выступает как организатор и руководитель этой игры и становиться личностно значимым для ребёнка. Это очень хорошие условия для педагога, по формированию у ребёнка специфической учебной мотивации и управлению этим процессом. Учитель формирует общеэмоциональное отношение к учебной деятельности, в свою очередь отношение к учебной деятельности, является следствием осуществления самого процесса учебной деятельности, при наличии ранее названных мотивов. Этот элемент учебной мотивации появляется тогда, когда у личности уже имеется опыт учебной деятельности, которая сопровождается эмоциональными переживаниями. Общее отношение к учению в качестве мотива действует по отношению к будущей учебной деятельности, после получения опыта осуществления этой деятельности в определенных условиях. Если общее отношение к учебе положительное – учебная деятельность активизируется, если отрицательное – учебная деятельность тормозится. Теоретически можно предположить 0, но на практике – не встречается.
Из чего мы видим, что учебная мотивация является значимым компонентом в успешном освоении учебной деятельности. Но в формировании учебной мотивации активную роль играет такой компонент как положительно пережитый опыт учебной деятельности, а он в свою очередь не может осуществляться без положительного отношения к учёбе и школе в целом, что несомненно формируется в процессе школьной адаптации.
Обращаясь ко всему вышесказанному, родителям следует чётко понимать, что они несут точно такую же ответственность в процессе школьной адаптации и формированию учебной мотивации младшего школьника, как и непосредственно педагог. Ошибочно то мнение, что за учебный процесс ответственен только учитель, образовательный процесс не заканчивается стенами учебного заведения, он так же продолжается дома, во время приготовления домашнего задания. Так же родителям стоит свыкнуться с мыслью, что с приходом ребёнка в первый класс, их авторитет и значимость для их ребёнка может уходить на второй план, на первый выходит личность учителя. Таким образом, абсолютно неправильно пытаться вступать в конкуренцию с учителем, за право первого авторитета, а наоборот стоит всячески укреплять важность педагога в глазах ребёнка. Это поможет Вам не только улучшить отношения с учителем ребёнка, но и сократить процесс адаптации и увеличить объем познавательных мотивов в мотивации школьника.
Автор: Слесарюк К.Л., психолог центра "Аврора"
Нет комментариев