В одной из галерей Ближних пещер Киево-Печерской Лавры есть тесная камера, в стену которой вмонтирован небольшой импровизированный престол. По преданию, в глубине этой стены покоятся останки первого монаха нашей земли, прославленного Православной Церковью, — преподобного Антония.
Наверное, юный Антипа — так звали преподобного до принятия пострига — даже и не мечтал о той славе, какую он заслужил под конец своего земного пути. Уроженец Черниговской земли, Антоний рос набожным и кротким человеком. Он регулярно ходил в храм, активно участвовал в жизни прихода, истово молился и соблюдал посты. Но чего то явно не хватало пылкому юноше. Он жаждал Христа, и его сердце чувствовало, что путь к вершинам святости предполагает больше усилий, чем те, что ему доступны сейчас.
Антипа принял решение посвятить себя Богу всецело и стать на путь монашества. Но была одна проблема. В те времена на Руси обителей практически не существовало. Те же, что находились в крупных епархиальных центрах, больше походили на приюты для богатых стариков, которые доживали свой век в иноческом чине, в сытости и тепле.
Юноша направился в Византию, чтобы здесь познакомиться с настоящим подвигом. Пройдя южные славянские земли, он достиг Константинополя, но, видимо, и там, в шумных столичных монастырях, не нашел того, чего искал. Сложно сказать, чем обернулись бы его поиски, если бы в Царьграде ему не рассказали об Афоне — настоящем монашеском государстве. Поняв, что это — именно то, что он так упорно искал, Антипа направился туда.
На полуострове молодой человек прожил несколько лет. Местная братия сначала очень пристально следила за новичком-славянином, и постриг ему дали не сразу. Но, видя смирение, горячую веру юноши и его неподдельную любовь к Богу, братия убедилась в подлинности намерений пришельца. Его постригли и нарекли Антонием — в честь Антония Великого, основателя первого в истории христианства общежительного монастыря.
Наш земляк так и остался бы на Святой горе, если бы не один случай. Спустя несколько лет после принятия иночества Антоний был приглашен к игумену. Тот повелел молодому монаху возвращаться на Родину. На недоумение инока настоятель ответил:
— Пора тебе и других наставлять на путь Истины. Ступай на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Афонской горы. Я знаю — от тебя произойдет множество иноков.
Смутили Антония эти речи, но перечить игумену не стал, восприняв сказанное как волю Божью. Спустя несколько месяцев он достиг Днепровых порогов и вскоре пришел в Киев. Домой идти монах не захотел, а остался в столице. Не найдя там подходящего монастыря, подвижник решил поселиться в какой нибудь заброшенной хижине или пещере — подальше от суеты большого города. Место для подвига он нашел в склоне одного из днепровских холмов возле пригородного села Берестова. Густые заросли, кручи и широкая река напоминали ему любимый Афон.
Найденный им уголок был уже обжит: по преданию, первым насельником кручи был пресвитер Илларион. До прихода сюда Антония он служил в храме Берестова и по ночам спускался к Днепру, чтобы побыть здесь в уединении и молитве. Двое подвижников подружились, и со временем Антоний постриг Иллариона в монахи. Шел 1015 год. На Руси после смерти князя Владимира началась гражданская война, и Антоний покинул охваченные огнем киевские пределы. Он вернулся на Афон, Илларион же остался в своей келье.
В 1018 году Ярослав стал Киевским князем, а в 1051 году, на пике своего могущества, назначил ревностного пресвитера Иллариона митрополитом. Весть об избрании друга на столичную кафедру дошла и до Антония. Примерно тогда же Божий глас велел русскому иноку вернуться на родину. Поселился он все в той же пещерке, где подвизался раньше со своим учеником.
Нищий духом и кроткий в быту молодой монах не представлял себя в кипучей миссионерской деятельности, горячих спорах с иноверцами, богословских дебатах. Поэтому смиренно положившись на волю Божию, подвизался один. И его молчаливое подвижничество вскоре заявило о себе громче всякой искусной проповеди. Он мог не есть по нескольку дней, постоянно пребывал в молитве, совмещая ее с рукоделием. Со временем местные жители узнали о поселившемся в их местах отшельнике, и о нем стала распространяться молва. Люди приходили к нему с разными целями: кто из любопытства, кто благословения испросить, а кто и за советом. Некоторые же решались навсегда остаться со святым. Так росла иноческая община.
Когда число братии достигло 12 человек, и в пещере стало тесно, монахи расширили ее, вырыв новые ходы и обустроив там храм, кельи, трапезную. И все же Антония тяготила слава, поэтому спустя некоторое время, поставив над братией нового игумена — Варлаама, — он удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.
Когда число братии превысило сто человек и пещеры перестали вмещать всех насельников, монахи обратились к Киевскому князю Изяславу с просьбой передать им во владение холм, где располагались пещеры. В старом подземном храме было уже тесно, да и надземный деревянный не вмещал молящихся. Поэтому на вершине Печерского холма вместе с кельями и хозпостройками начали строительство большой Успенской церкви.
За святую и смиренную жизнь Бог прославил Антония даром прозорливости и чудотворения. Так, во время молитвы однажды он и его ученик Феодосий были перенесены духом в Константинополь. Там инокам явилась сама Пречистая Дева и подарила золото на завершение строительства Успенского храма. Также Пресвятая предсказала скорую кончину Антония.
Согласно основной версии жития, святой отошел к Господу 10 (23) июля 1073 года в возрасте почти 90 лет.
Этот человек стал первым из известных нам на Древней Руси, кто ушел подвизаться в густые лесные дебри, кто искал в иночестве не способ спокойно дожить до старости, а путь к спасению и служение Богу. Он определил все дальнейшее развитие монашества на нашей земле, явил всем последующим поколениям пример подлинной святости.
#жития_святых
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1