Душой заговора считали поэта Кондратия Рылеева. Именно он писал вольнолюбивые стихи, которые переписывались втайне и передавались из рук в руки, и агитационные песни для солдат, призывавшие их покончить с "дворянами-кровопийцами" и самим царем, словно не думая о том, что жертвой беспощадного "русского бунта" может оказаться он сам. И вместе c тем он был образцовым госслужащим, который ненавидел казнокрадов и никогда не брал взяток.
До рокового 14 декабря 1825 года молодого начальника канцелярии Российско-Американской компании то и дело ставили в пример другим чиновникам, приговаривая: "Вот бы все были, как Рылеев". Сам поэт был убежденным врагом монархии и считал президентскую Американскую республику лучшей в мире формой правления.
Но самым опасным из пятерых смертников признали неподкупного и честолюбивого Павла Пестеля, недаром прозванного "Российским Бонапартом". Именно ему принадлежал наиболее радикальный проект переустройства российского общества - "Русская Правда", отменявший крепостное право, вводивший основные гражданские свободы и равенство граждан перед законом.
При этом конституция Пестеля предполагала сохранение помещичьего землевладения, расширение корпуса жандармов и суровые меры против недружественных к России горцев Кавказа и других народов. Главные обвинения, предъявленные декабристам и самому Пестелю, строились вокруг "Русской правды".
"Казнить или помиловать?"
Вооруженный мятеж, замысел цареубийства, попытка насильственного изменения государственного строя - все эти поступки и замыслы карались смертью в "просвещенных" европейских странах. И все же молодой царь Николай Первый утвердил смертный приговор лишь пятерым заговорщикам.
Во-первых, декабристы принадлежали к дворянам - привилегированному сословию, которое не следовало раздражать лишний раз. Многие из заговорщиков имели родственников и друзей среди элиты империи, старшие из декабристов доказали свою храбрость в войне с Наполеоном.
Во-вторых, идеи цареубийства давно бродили в российском обществе, а покойный старший брат Николая Александр Первый и вовсе был причастен к убийству собственного отца. И наконец, в момент вынесения приговора во всей России не нашлось искусного палача, да что там - плотников, которые могли бы построить нормальную прочную виселицу.
В надежде на царское милосердие
Телега с частями виселицы прибыла к месту казни с солидной задержкой, заставив вволю понервничать палачей и охранявших эшафот полицейских. Надзиравшие за экзекуцией царедворцы шептались меж собой, что это не случайность, вызванная ошибкой извозчика, что молодой государь смилостивится и отменит казнь. Разделяли ли эту надежду сами смертники? Неизвестно. Но хотя во время следствия они то и дело впадали в отчаяние, за исключением разве что Пестеля, сейчас они сохраняли твердость духа.
А как бы отнеслись сами осужденные на казнь к тому, что царь взял бы да и помиловал их, ведь он имел на это и право и полномочия?Не смотря на тот факт, что большинство декабристов были верующими христианами, и к этому моменту глубоко раскаялись в своих деяниях, основной костяк, был, всё же идейным, и вряд ли оценил бы по достоинству подаренную вновь жизнь, вероятнее всего это было бы расценено, как-то иначе, например слабостью власти, и процесс формирования всеобщей смуты продолжился бы.
Комментарии 44
.
"А монархия заслужила своим длительным служением верой и правдой России на существование, т.к ей мы обязаны тем что мы живём в стране своей и могла бы ещё послужить России."
.
Т.е. Вы о Великой Отечественной даже не слышали?! А она была куда страшнее всех предыдущих войн в РИ. И именно СССР смог выстоять в этой войне. Так что и СССР заслужил такое же место в истории, как и РИ.
войне, революцией 1905 г. и открытием русского парламента, а
также оформлением интеллигенции в особую социально активную и идеологически весомую силу. Люди в огромном своем большинстве между 1906 и 1913 гг. вовсе не искали коренных перемен, они искали мирного обновления страны. С чего же началось русское масонское движение в начале ХХ в.? Инициатива принадлежала известному историку и социологу Максиму Максимовичу Ковалевскому (1851–1916), прославившемуся своими трудами
по истории европейской крестьянской общины. Значительную
часть своей жизни он провел за границей. Ковалевский внес заметный вклад в развитие общественных наук. В 1895–1899 вышел в свет его капитальный труд «Происхождение современной демократии», который имел особое значение для русского читателя. В 1901 г. в Париже он основал «Высшую русскую школу общественных наук», среди слушателей был и молодой ...Ещё"Появление нового масонства в начале XX в. было вызвано тремя важными событиями: поражением России в русско-японской
войне, революцией 1905 г. и открытием русского парламента, а
также оформлением интеллигенции в особую социально активную и идеологически весомую силу. Люди в огромном своем большинстве между 1906 и 1913 гг. вовсе не искали коренных перемен, они искали мирного обновления страны. С чего же началось русское масонское движение в начале ХХ в.? Инициатива принадлежала известному историку и социологу Максиму Максимовичу Ковалевскому (1851–1916), прославившемуся своими трудами
по истории европейской крестьянской общины. Значительную
часть своей жизни он провел за границей. Ковалевский внес заметный вклад в развитие общественных наук. В 1895–1899 вышел в свет его капитальный труд «Происхождение современной демократии», который имел особое значение для русского читателя. В 1901 г. в Париже он основал «Высшую русскую школу общественных наук», среди слушателей был и молодой Луначарский, и, как пишет Берберова, «проф. Ковалевский отличал его и считал
поборником свободы и демократии». Его учеником и секретарем
до последних дней жизни был знаменитый социолог Питирим
Сорокин, после революции эмигрировавший в США и основавший
свою школу в Гарварде, из которой вышли многие политические
деятели США, включая президента Кеннеди. Ковалевский принадлежал к французскому масонству. По сведениям Берберовой, «к 1906 пятнадцать русских были при его содействии введены во французское Послушание Великого Востока. Среди них – В.А.Маклаков, Вас. Ив. Немирович-Данченко, А.В.Амфитеатров, В.О.Ключевский, изобретатель П.Н.Яблочков, кн. С.Д.Урусов, дипломат И.Г.Лорис-Меликов (племянник министра Александра III), гр. А.А.Орлов-Давыдов, присяжный поверенный М.С.Маргулиес. Все они, по-видимому, принадлежали к ложам “Cosmos” и “Mont
Sinai”. Но именно Ковалевскому было предложено проявить инициативу и получить директивы для открытия первых лож в русских столицах». Судя по документам и воспоминаниям, инициатива исходила от самого М.М.Ковалевского. Итак, разрешение на открытие ложи в России было дано, и вся работа лож происходила в тесном сотрудничестве с французским масонством. Направлялись «братские» миссии из России во Францию и из Франции в Россию. М.М.Ковалевский начал работать над расширением масонских лож. Всего их было открыто девять в городах, и велись переговоры об открытии новых. Материальный вопрос в первый период русского масонства никогда не стоял остро.
А.А.Орлов-Давыдов, Д.О.Бебутов и другие отдавали братьям под
храмы свои особняки и квартиры – их было у каждого по нескольку. Ложи были санкционированы Р.Сеншолем и Ж.Буле («Великий Восток Франции») в июле 1908 г., а уже в ноябре конвент из обеих лож тайным голосованием выбрал Верховный совет, в который вошли С.Д.Урусов, Н.Н.Головин и М.С.Маргулиес. По правилам, если масонов в данной стране нет, учредителям приходится обращаться к масонской организации другой страны. После выдачи разрешения и соблюдения определенных правил (клятвы, посвящения, избрания руководителей ложи, наличия печати и
прочей масонской атрибутики) вновь созданная ложа признается
законной и входит новой ячейкой в центральную организацию, откуда исходило разрешение. Все эти условия, как видно из публикации Б.Элькина, были полностью соблюдены, и обе ложи стали частью масонской организации, именуемой «Великим Востоком Франции»"
не то 4, не то 5 членов. Он был выбран в I Думу, но не прошел
во вторую, и тогда повернулся лицом к Государственному Совету,
в который едва прошел (из “академической курии”). Его ближайшими друзьями были и посвященные масоны, и сочувствующие профаны: Н.Н.Баженов, проф. С.А.Котляревский, В.Д.КузьминКараваев, А.Ф.Аладьин, С.Д.Урусов, Н.Н.Львов, М.А.Стахович, Б.А.Энгельгардт. Его партия демократических реформ, доведя число своих членов до девяти, слилась с партией “мирного обновления”, само название которой отрицало всякую революцию. И в IV Думе эти друзья перешли в “прогрессивный блок”. Но в это время он уже был тяжело болен и в 1916 г. умер; в последние годы он руководил “Вестником Европы”. Незадолго до своей смерти он близко сошелся в Петербурге с французским послом Морис...Ещё"Ковалевский был далек от всякой мысли о возможной революции. Вернувшись в Россию в 1906 г., он сначала создал газету, вскоре прикрытую, затем вступилв партию “демократических реформ”, насчитывавшую в это время
не то 4, не то 5 членов. Он был выбран в I Думу, но не прошел
во вторую, и тогда повернулся лицом к Государственному Совету,
в который едва прошел (из “академической курии”). Его ближайшими друзьями были и посвященные масоны, и сочувствующие профаны: Н.Н.Баженов, проф. С.А.Котляревский, В.Д.КузьминКараваев, А.Ф.Аладьин, С.Д.Урусов, Н.Н.Львов, М.А.Стахович, Б.А.Энгельгардт. Его партия демократических реформ, доведя число своих членов до девяти, слилась с партией “мирного обновления”, само название которой отрицало всякую революцию. И в IV Думе эти друзья перешли в “прогрессивный блок”. Но в это время он уже был тяжело болен и в 1916 г. умер; в последние годы он руководил “Вестником Европы”. Незадолго до своей смерти он близко сошелся в Петербурге с французским послом МорисомПалеологом. У посла в 1914–1916 гг. собирались на вечерах кадеты из Думы, и Палеолог говорил с ними только об одном: “Продолжать войну с Германией, а все остальное может подождать”» С тех пор, как Александр I в1822 г. объявил масонов вне закона, закончилась явная история русского масонства, но тайная новиковско-позднеевская традиция просуществовала еще практически столетие, пережила и новое масонство, не найдя с ним никаких точек соприкосновения. Поскольку русское масонство XX в., в отличие, например, от масонства века XVIII, практически не ставило перед собой задачпросветительских, мистических и т. д., ограничиваясь почти исключительно политическими и карьерными соображениями, постольку неудивителен бросающийся в глаза после февраля 1917 г. разнобой мнений и противоречия между членами ордена, которые еще недавно были куда более единодушны, теперь же, добившись верховной власти, забыли основные масонские правила, ибо никогда всерьез в них не верили. Вообще, вопреки широко распространённым представлениям, масонство не является движением, ставящим какие-то политические цели – цели его исключительно духовны. Масонство – нечто гораздо большее, чем общественная организация, оказывающая братскую помощь своим членам. Это образ жизни, и назначение его – нести духовные блага всем: как масонам, так и не масонам. Не является масонство и религией – это скорее духовный путь. Он ведёт к подобной же цели, хотя и совсем иными средствами, более близкими западному человеку, поэтому западные ложи почти не признавали такого масонского движения в России. Временное прекращение деятельности масонских лож между двумя революциями вызывает наиболее жаркие споры историков. В 1912–1915 гг. было вновь создано до 50 лож, действовавших до 1917 г., но они уже не были правильными, регулярными ложами, получившими признание у материнских французских лож. Именно это масонство было собственно политическим, «карбонарским», не придерживающимся обрядов и не задумывающимся о духовном совершенствовании19. На Западе исследователи этого периода считали, что в Париже о новых, нерегулярных ложах вообще вряд ли знали, по крайней мере историкам не удалось найти ни одного упоминания о таком факте. Косвенных свидетельств этому много – русские не приглашались на международные масонские мероприятия конца 1910-х гг.: ни на Конференцию масонских послушаний Союзных Наций в январе 1917, ни на Конгресс масонских послушаний Союзных и Нейтральных Наций в июне 1917 г."