Знал , старался не пропускать ее выступлений в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им Д.Д. Шостаковича. Несколько раз встречался и общался лично.
Знаменитая, легендарная - и такая простая и открытая. Елена Образцова всегда занята, всегда в делах. Но и отказать во встречах с детьми и с сотрудниками Санкт-Петербургского Дворца творчества юных ( Ленинградского дворца пионеров ) она не могла, тем более что речь шла о любимом городе, о детстве, о занятиях в хоре Дворца пионеров. В музее дворца есть журнал посещений занятий в хоре педагога Заринской Марии Федоровны. В этом журнале значится фамилия Ляли Образцовой ( по возвращении из эвакуации девятилетнюю Лену приняли в детский хор Ленинградского дворца пионеров). Там сточт несколько пропусков занятий - на вопрос - «Почему»,ответила, что это последствия ее оценок в школе. Папа знал , как мотивировать учебу в школе - получила тройки - пропустишь занятия в любимом дворце. Похоже , что это суровое наказание принесло свои плоды. В своих тв интервью , вспоминая свое детство, часто говорила, что с первой попытки ее в хор не приняли. Однажды на встрече во Дворце она привела этот пример тоже, я тогда пошутил, что знаю, почему это произошло. Елена Васильевна удивленно посмотрела в мою сторону - все потому что вы родились СОЛИСТКОЙ.Одобрительный смех Елены Васильевны свидетедьствовал о том , что ей шутка понравилась. Она очень ценила чувство юмора и сама была его источником.
Она была.
А ещё она была Ленинградкой. Раз и навсегда. - «Я блокадница и я выжила! Знаю цену жизни, помню жажду выжить. До сих пор это дает мне такую силу. Рассказывала на встрече с детским хором о своих блокадных воспоминаниях:
- Немного помню. Мне же было два года, когда война началась.
Помню, как бегали в бомбоубежище. Но страха не было. Мы жили на улице Маяковского. Рядом больница, и там штабелями лежали трупы. Однако боялись мы только одного - что не хватит хлебушка, за которым стояли в очереди. И сейчас, когда ездим по шикарным ресторанам и кто-то что-то оставляет на тарелке, у меня душа болит. Так бы завернула и отнесла домой. Это чувство остается на всю жизнь у всех блокадников. Когда умерла мама, я стала разбирать ее вещи. На антресолях нашла три коробки, в которых она хранила запас соли, спичек и черного мыла. А в холодильнике, в морозилке - кусочки. Выбрасывать продукты она не могла…
Вспомнила Елена Васильевна и про свой талисман…
- Это маленький пес Бубка. Мама купила, еще когда мною беременная была. Потом мне его подарила. Он до сих пор со мной. Когда чувствую себя плохо, а надо петь концерт, кладу его на рояль, и он помогает. У него уже глазки другие - пуговицы пришиты.
И всегда неизменно с любовью к родному городу :
Петербургг изменился к лучшему. Фасады привели в порядок, дороги ремонтируют. Дворец наш тоже хорошеет, постоянно строится и создает лучшие условия для занятий детей. Не случайно гала-концерт победителей международного детского конкурса вокалистов им Образцовой прошел на сцене КЗ «Карнавал» Дворца творчества юных
- На вопрос кружковцев -
Не было соблазна уехать за границу?
- Когда была «холодная война» между Америкой и СССР, меня уговаривали остаться, чего только ни обещали. Но я не могла пойти на отьезд и без углворов.
- Но ведь в советские времена там артистам платили больше…
- И соблазна даже не было. У нас же тогда отбирали все деньги и вместо тысяч долларов давали 115 рублей за выступление, но я не возмущалась. Как-то так думала, что эти деньги идут на детей, на больницы. Что я просто отрабатываю Боженьке талант, который мне дали бесплатно.
И потом я люблю Ленинград, его архитектуру, эти линии, стройность города. Это вошло в меня, воспитав, как художника.
- Вы мечтали в юности об успехе, славе?
- Совсем не ожидала, что я, блокадный ребенок, переживший голод и бомбежки, - и вдруг объеду весь свет, стану знаменитой артисткой, буду петь на лучших сценах мира. Ни о чем и не мечтала, и в голове не было. Это сейчас у всех на уме карьера. А мы просто хотели научиться, чтобы выразить свою душу, рассказать о том, о чем другие не знают.
- А в детстве о чем мечтали?
- Артисткой хотела быть. Только артисткой. Меня в школе так и звали - Ленка-артистка. Я всегда пела, была звездой самодеятельности. Но когда поступила в консерваторию, отец год со мной не разговаривал…
- Почему?!
- Считал, надо идти в радиотехнический - более надежная специальность. А артисткой - это несерьезно.
- Но простил ведь?
- На фестивале молодежи и студентов в Финляндии я получила золотую медаль. А дома отец ждал меня с рукописным плакатом «Привет лауреатше!». Зато мама, наоборот, меня всегда поддерживала. Сказала: «Не боги горшки обжигают, иди пробуй».
- Что вас может вывести из себя?
- Только глупость. Когда глупости говорят, глупости спрашивают, начинаю закипать. Но только не в работе с моими учениками. Мне самой учеба давалась сложно, долго не понимала, чего от меня хочет педагог. Она мне всегда говорила: «Лена, у меня никогда не было такой талантливой девочки и такой… дуры».
- Говорят, вы учите студентов с помощью черепа. Он настоящий?
- Настоящий! Один подарил Михаил Шемякин, а второй уже не помню где. На черепе легче показать, как пользоваться голосом, где у нас какие резонаторы находятся. Лучше раз увидеть, чем семь раз услышать. Один из черепов принадлежал, я думаю, человеку, который мог петь, потому что у него высокое небо.
- Вы открываете в Петербурге академию. Хотите возродить традиции вокальной школы?
- Возрождать нужно со школы. Почему отменили уроки хорового пения, вокальные отделения в детских музыкальных школах? Так могли сделать только люди, не любящие отечественную культуру. Я занималась в Ленинграде во Дворце пионеров. Когда получала двойки в школе, мама меня оттуда забирала и говорила: «Все, больше петь не будешь». И я старалась учиться, чтобы обязательно опять ходить в кружок.
Что значит для вас - быть петербуржцем?
- Раньше существовал такой сорт людей, который назывался ленинградцы. Их было сразу видно. И сегодня вижу - идет бабуленька, и я знаю точно - она из Ленинграда. Какая-то особая стать, интеллигентность в том, как эти люди говорят, двигаются. Неторопливы, готовы потратить свое время, чтобы помочь.
- Вам сопутствовала удача?
- Удача обязательно должна быть. А еще безумный, колоссальный труд от начала до конца. И, конечно, чтобы Бог талантом благословил. Это сладкая каторга и счастье, что ты можешь выйти на сцену и раствориться, слиться с небом. Когда ты поешь и не думаешь ни о технике, ни о публике, просто улетаешь.
PS. Елена Васильевна ОБРАЗЦОВА родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде в семье инженера и конструктора. Из блокадного города была эвакуирована в 1943 году.
В 1964 году окончила Ленинградскую консерваторию. Еще студенткой дебютировала в Большом театре. После фурора на гастролях в Америке и Италии стала признанной мировой звездой. Спела весь известный репертуар для меццо-сопрано. Выступает на лучших сценах, имеет десятки наград и званий.
В 1975 году была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Как драматическая актриса играла в театре Романа Виктюка. В качестве режиссера поставила в Большом театре оперу Массне «Вертер». Создала Фонд поддержки музыкального искусства, Культурный центр Елены Образцовой. Профессор консерватории. Народная артистка России и СССР
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев