МИФОЛОГИЯ БЕСЕРМЯН
Этот небольшой (по переписи 2010 года, всего 2201 человек), но очень интересный и исторически богатый народ проживает на северо-западе Удмуртии.
Самоназвание бесерман означает «мусульманин». Это слово попало к волжским булгарам из Средней Азии.
Мифологические представления бесермян несколько отличаются от удмуртских. Помимо верховного Бога — Инмара, они признают существование «хозяев» различных пространств:
Коркакузё — Хозяин дома. Во время осеннего праздника нового урожая ему в подполье приносили в жертву гуся с просьбой защитить гусей, которых на период высиживания яиц заносят в избу.
Гидькузё — Хозяин двора. В Покровскую субботу ему в хлеву приносили в жертву барана.
Бакчакузё — Хозяин огорода.
Чашшакузе / Лудкузё / Нюлэс бабам — Хозяин леса, присматривает за пасущимся скотом. Обходит свои владения в полдень, когда может быть опасен. Передвигается в виде вихря, поднимающего столп пыли.
Межакузё / Межамумы — Хозяин поля. Обходит свои владения в полдень, когда может быть опасен. Перед началом сева для него зарывали в пашню крашеное яйцо, а также жертвовали хлеб и пиво в период колошения ржи. После посева озимых ему на меже приносили в жертву барана. Под последним снопом после жатвы ему оставляли хлеб с маслом.
Вукузё — Хозяин воды. Накануне праздника Покрова ему у ближайшей к селению реки приносили в жертву гуся.
Вот такие они - бесермяне. Не забывай свои корни!
Подпишись, чтобы читать больше
Комментарии 1