На Руси много замечательных монастырей, но Канавка — только в Дивееве. Пройдешь по ней, прочтешь сто пятьдесят молитв «Богородице Дево», и будет тебе тут, по слову Святого Серафима, «и Иерусалим, и Афон, и Киев…». Именно про Канавку заповедал Батюшка Серафим: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет».
Уже встала Канавка от земли до неба! Молитвы паломников и насельниц монастыря словно незримой стеной до самого неба ограждают не только Дивеево, но и всю Россию! В день, подсчитали в монастыре, по Канавке проходит до тысячи паломников (не считая своих, дивеевских) — столько людей кормят в паломнической трапезной монастыря. Летом больше, зимой поменьше, а в среднем столько выходит. Много это или мало? И много, и мало. Много — потому что еще совсем недавно цифра эта была раза в три меньше. А мало — потому что всю Россию нужно через Канавку провести, а Россия большая! По тысяче в день — и за сто лет весь народ наш через эти восемьсот метров не проведешь… Но уже те, кто прошел по Канавке, разъехались во все города и веси. И принесли туда Дивеевскую благодать. А то и земельку со Святой Канавки! Трудно будет антихристу с нами справиться. Канавка не даст!
В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом сказала — через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре, тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы — аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит, молишься, и вдруг — словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно, Царица Небесная возле тебя прошла… Вот и мне, грешному, посчастливилось накануне праздника Ее Успения войти в эту волну тонкого благоуханного аромата. Случилось это напротив бывшей дивеевской школы, где сейчас создают монастырскую больницу. Недолгое было чудо, всего в несколько шагов, но безконечно для меня дорогое. В Дивееве много тайн. Но тайна Канавки, быть может, из них самая великая. Почему именно эту землю выбрала в Свой Четвертый удел Богородица? Маленькую деревеньку в центре России, когда-то за помощь в войне с казанцами отданную Грозным Царем «на кормление» астраханскому хану Дивею. Но — выбрана именно эта земля. Когда-то Канавка опоясывала весь монастырь, включала и Мельничную общину, и другие строения. Сейчас Дивеевский монастырь разросся. Но сердце его по-прежнему внутри Канавки, под защитой ее. Вот почему называют Канавку Поясом Богородицы. Но не один монастырь — вся Великая и Малая, и Белая Русь опоясаны ею! Идешь и просишь, а приехав домой, удивляешься: молитвенное прошение начинает сбываться.
Недавно дивеевские насельницы были поражены — один мужчина пришел на Канавку в самодельных гетрах с наколенниками, как у футболиста, — чтобы на четвереньках было удобнее всю Канавку проползти. Так делал в былые времена «служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов, но только, конечно, без «наколенников». А одна молодая женщина летом проползла по Канавке на коленях и сбила ноги в кровь, до костей. Но весь путь прошла, ни разу не привстав — от метра до метра. Плакала, а ползла! Видно, что-то случилось в семье, и нужна была ей сугубая помощь Царицы Небесной. Я сам видел нескольких людей, которые шли по канавке босыми ногами. Таких тут множество. А кто-то идет — и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка.
А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла. Смотреть на это было тяжело, но поразило упорство женщины. Не бегом, а медленно, с желанием исцелиться, шла она по святой мостовой. Надеюсь — дойдет она до конца.
По Канавке мало просто пройти. Нужно еще успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути, а он и сотню молитв не прочел. Значит, еще не готов, не угомонился по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти — успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие, напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь. Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а впереди и нет ничего. Все! Приехали. И только монахини идут по канавке особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти — всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят, помянут усопших. И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в свой, отмеренный только им, срок.
Звонко стучат по этой святой мостовой каблучки-«шпильки» молодых столичных туристок. Глухим стуком отдаются тяжелые сапоги кондовых бородатых паломников. «Веселыми ногами» спешат по Канавке легкие детские сандалики. Неслышно ступают по этой святой земле строгие монашеские черные туфли. Кто-то шлепает босыми ногами, кто-то ползет на коленях. И все — правы, кто пришел сюда. Сколько же пар ног прошло по этой земле с тех пор, как в далеком уже 1829 году Богородица повелела старцу Серафиму прокопать первый аршин Канавки. Но самое главное — тут «стопочки Богородицы прошли». И потому здесь небо к нам ближе.
Были у этой святой земли тяжелые времена. После Преподобного Серафима долго хозяйничал здесь художник Иван Тихонович Толстошеев, немало вреда причинивший дивеевской общине. Канавку он не любил. Строил дома торцом к ней, чего категорически не благословлял Батюшка Серафим. Строил на Канавке мостки да перекрытия — и это тоже не благословлялось старцем. Но Канавка выдержала и пережила этого дивеевского смутьяна. А в советские времена, когда монастырь закрыли, энкавэдэшники устроили в селе несколько тайных наблюдательных пунктов и следили за теми, кто шел по Канавке. И в конце пути ждал паломников «воронок». В те времена путь этот был исповедничеством. Но и тогда народ не забыл про Канавку. Монастыря не было — а Канавка была! Помню, как первый раз приехал в Дивеево — 1 августа 1991 года, когда вернулись сюда вновь обретенные мощи Преподобного Серафима. Тогда Канавка еще никак не была отмечена. Но верующие все равно показали мне тропку, по которой следовало с молитвой идти. И я прошел несколько шагов. Зато в этот раз, спустя пятнадцать лет, никак не мог находиться вдоволь по Канавке. Пройду раз — и вскоре заворачиваю на следующий круг.
Особые чувства охватывают паломников, когда поздним вечером идут по Канавке всем миром, вернее, всем монастырем. Впереди — большая икона Божией Матери, потом идут игумения Сергия, благочинная монастыря монахиня Екатерина, за ними сестры — сначала монахини, потом послушницы, — далее трудники и паломники. Все это молитвенное шествие растягивается на несколько сотен метров. Когда первые ряды заканчивают путь по Канавке, «хвост» Крестного хода находится еще где-то в середине пути. Кто-то идет быстро, кто-то, напротив, отстает. Но эта общая молитва не забудется никому, кто в ней поучаствовал. Сила Православия явственно ощущается в такие минуты!
Нашлось место и мне в этом грандиозном шествии. А на второй вечер я решил схитрить. Прошел весь путь чуть раньше и у конца Канавки «притаился в засаде» — с фотоаппаратом, чтобы, значит, запечатлеть, «остановить мгновенье». Молодой охранник дал мне понять, что «сестер снимать не благословляется». Но у меня на этот счет был свой аргумент: письменное благословение из Нижнего Новгорода, из местной епархии. А с бумагой не поспоришь. Охранник отошел в сторону, видно, смирившись. Но не тут-то было! Вот Крестный ход приблизился на расстояние фотовспышки. Жму на кнопку фотоаппарата, а кадра нет. Вспыхивает лампа освещения, а кадр застыл на месте. Жму отчаянно, а результат тот же. Чуть отвожу в сторону объектив — вот тебе, пожалуйста, и вспышка, и кадр. Навожу фотоаппарат на приближающихся монахинь — опять не выходит. Так и не сделал ни одного снимка. Не благословляется!
На Канавке происходит множество незаметных миру чудес. И из этого дивного моря выловил я всего две жемчужины, быть может, не самые яркие, но и они являются украшением дивного Дивеевского ожерелья. Описание этих необычных случаев мне передали насельницы Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. «В ночь с 10 на 11 июля к Канавке Царицы Небесной подошел хромой раб Божий на костылях. Он с трудом опирался на одну ногу, а другая у него была согнута. Передвигался с таким трудом, что я подумал: сумеет ли он пройти всю Канавку? Канавку он прошел гораздо быстрее, чем можно было предположить по его состоянию. Спускался он с Канавки, наступая на больную ногу и прихрамывая. У Поклонного Креста в конце Канавки он молился, крестился и вытирал слезы.
Мы разговорились. Этого раба Божия зовут Сергей. В 2000 году он с родителями попал в аварию. Родители разбились насмерть, а ему врачи сказали, что он ходить не будет. Он прочитал книгу про Дивеево и с надеждой на исцеление приехал сюда из Красноярска. Я тоже приехал в Дивеево из этого города и стал расспрашивать Сергея, из какого он района и с какой улицы. Оказалось, что в Красноярске мы жили в одном районе, который называется Зеленая роща.Так, разговаривая, мы пошли вместе. Я забрал у него костыли и повел за одну руку. Вскоре и руку убрал, и он без помощи, прихрамывая, шел весь путь по монастырю от Канавки до ворот у гостиницы «Московская». Сергей все время повторял, что все происшедшее с ним – это сон. Потом вдруг остановился, поднял руки кверху и стал выкрикивать: «Аллилуиа». Он хвалил Отца Небесного, славил Иисуса Христа и говорил, что теперь весь Красноярск узнает о том, что произошло здесь с ним и все люди приедут сюда исцеляться.Я спросил, как он на Канавке молился. Сергей ответил, что молиться не умеет, а на Канавке просил: «Отец Небесный, исцели, Иисус Христос, исцели».
Так проводил я счастливого исцеленного хромого, но долго еще на душе была радость, как будто вместе с Сергеем исцелился и я.
26 июня в 21.35 во время дежурства у восточных ворот я услышал волчий вой со стороны Канавки. Выла женщина лет 55-60, которую вели по Канавке двое мужчин. Женщина вырывалась от них, кричала: «Отпустите меня, мучители. Пресвятая Богородица, спаси меня». Вид ее был страшен. Минут через пятнадцать она обмякла и легла на Канавке. Через некоторое время поднялась и была уже спокойна; она как будто бы очнулась. Сопровождавшие ее мужчины, две молодые девушки и сама женщина, став на колени, усиленно молились. Свидетелями этого события были человек тридцать-пятьдесят. Исцеленная женщина была из Белгородской группы. Накануне я видел, как она, прикладываясь к мощам Преподобного Серафима, хрюкала».
Дивна ты, святая земля Дивеевская! И хотя далека ты от той земли, по которой ходил Богочеловек Христос, но словно и про тебя было сказано Им: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 5). И потому не иссякает сюда людской поток. И уже скоро, наверное, мы узрим, как исполнится еще одно пророчество Преподобного Серафима об этой земле: монастырь будет Лаврой, Дивеево станет городом, а Арзамас — губернией. А Канавка так и останется Поясом Богородицы. На все времена — до конца света!
Антон Жоголев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4