" ОГНЁМ И МЕЧОМ " ?
Есть мнение, что святой князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом» — то есть насильно. Якобы несогласных он приказывал убивать, а их дома — сжигать.
И выбора у людей не было: либо умри, либо крестись. Но это не так.
Словосочетание «огонь и меч» встречается только в одном произведении — Иоакимовской летописи.
Якобы ее написал первый епископ Новгорода — Иоаким. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — вот что там сказано о крещении Новгорода.
Проблема в том, что летопись в оригинале никто не видел.
А историк XVIII века Василий Татищев, который опубликовал ее фрагменты в «Истории Российской», и сам не верил в то, что ее написал Иоаким.
Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни — дяди Владимира.
Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили.
При этом не сказано, что после бунта последовали казни, новгородцев не ставили перед выбором: крещение или смерть. По средневековым меркам реакция посольства из Киева была даже слишком гуманной.
В XI веке были волнения в Новгороде, Ростове и Муроме. При этом стычки носили скорее политический, а не религиозный характер — люди пытались захватить власть и выйти из-под контроля Киева. Например, Новгород хорошо известен сепаратистскими настроениями.
Объединение русских племен состоялось незадолго до крещения Руси, поэтому разногласия оставались. Еще одна причина редких волнений в том, что жрецы на Руси были не везде — часто их функцию выполняли князья или другое руководство, которые в итоге крестились.
На том этапе нельзя говорить об искренности и сознательности выбора в принятии христианства — никто не хотел становиться врагом князя, который к тому же был для славян-язычников высшим духовным авторитетом и верховным жрецом. Владимир, кстати, свой выбор согласовывал со старейшинами.
Христианство не было новой религией для Руси: в IX веке крестились первые князья, в X — бабка князя Владимира, Ольга.
«Новую веру» насаждали не чужестранцы, действия которых русичи расценили бы как попытку захвата, а свои же князья и старейшины, которым народ доверял.
«Если бы это не было добро, то не приняли бы того князь и бояре», — передает «Повесть временных лет» логику киевлян.
В том же Новгороде, если верить Иоакимовской летописи, к приходу посольства из Киева уже были храм и община христиан.
Крещение «огнем и мечом» — миф, который не имеет под собой реальной исторической основы.
Вот что по этому поводу писал церковный историк Антон Карташёв:
«К сожалению, сохранившиеся у нас памятники проливают очень слабый свет на историю первоначального распространения христианской церкви по лицу земли русской, далеко недостаточный для изображения отчетливой исторической картины, и в своей совокупности выдают лишь ту общую характерную черту изучаемого явления, что крещение всего русского народа произошло сравнительно мирно и успешно».
По материалам сайта Фома. Ру
На картинке: Крещение Руси. Фреска из Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1