Здравствуйте, уважаемые сотрудники любимой газеты! Очень хотелось бы почитать на страницы издания разъяснение отца Александра Дьяченко на мой вопрос. Заранее благодарю.
Я крещёная, ношу крест, верю в Бога. Наша семья посты не соблюдает, но мы чествуем все церковные праздники, поминаем усопших, иногда ходим в церковь.
Случилось это несколько лет назад, но память до сих пор не даёт мне покоя. Однажды я хотела поставить свечки в храме за здравие всем своим родным и себе. Купила их как положено, в церковном ларьке. Прошла в храм, но ни одна свечка там не горела. Спросила вездесущих работников церкви, как же мне зажечь свои свечки. Они ответили: поставьте просто так, не зажигая. Но разве так можно поступать, ведь свечи я купила, я хочу ими распорядиться? Спорить я не стала, но очень это отношение покоробило. Поставила свечи незажжёнными. Помолилась, ушла с камнем на сердце.
Честно признаюсь: моя вера в церковь пошатнулась. И возник у меня такой вопрос: почему за каждое деяние в храме, будь то отпевание, венчание, те же свечи в церкви имеется своя такса? Скажете, что свечки – это такой пустяк, но ведь и они тоже денег стоят, и порой немаленьких. Разве церковь не существует на пожертвования прихожан, зачем вводить плату за всё и за вся? Разве слово Божье звучит не бесплатно? Что это, обычный бизнес?
И ещё хочу поинтересоваться: почему женщины, которые прислуживают в церкви, часто такие злобные? Прямо шипят на прихожан: не так крестишься. Не тут встал, тут села. Просила как-то раз стаканчик святой воды, так мне его продали за два рубля!
Что же это такое? Наша горькая действительность или это я всё ещё наивная девочка в свои сорок лет? Помню, как в детстве с бабушкой ходила в церковь и хорошо помню то чувство благоговения, которое тогда испытывала. А после всех этих поборов мне храм даже не хочется идти.
Уважаемый отец Александр, очень прошу мне ответить. Грешным делом подумала: а может, такое отношение возникает у меня из-за действия нечистого, который крутится рядом и отваживает от храма? Или всё-таки не должны так вести себя служители церкви, превращая всё вокруг в копеечку?
Храм открыт для прихожан весь день до вечера. Однажды я пришла не поздно, часов в 11 утра. Там шла тщательная уборка, и чувствовалось, что всем как-то не до тебя. Я даже ощутила себя немного виноватой за то, вообще туда припёрлась.
Очень жду вашего ответа.
С любовью к газете.
Из письма Аллы, г. Тольятти, Самарская область
Здравствуйте, Алла!
Во-первых, я понимаю, что вы - человек нецерковный. То есть, вы верите в Бога, возможно, молитесь у себя дома, имея какое-то собственное молитвенное правило из нескольких известных молитв. Или разговариваете с Богом своими словами. Всё это хорошо. Вы поминаете усопших, наверное, заказываете по ним заупокойные сорокаусты и подаете их имена на панихиду. Не представляю, как будучи людьми нецерковными, вы почитаете церковные праздники. Многие мои нецерковные соседи обычно говорят, что в такие дни они не работают по дому. Не убираются и не стирают.
Помню, одна бабушка рассказывала, что в их детстве можно было легко отличить детей из верующих семей от детей атеистов. На праздник Благовещения Пресвятой Богородице дети верующих родителей приходили в школу неумытыми и с не расчёсанными волосами. А как иначе, если «на Благовещение птичка гнезда не вьёт, а красна девица – косу не плетёт». Смешно наивно, но так проявлялось народное благочестие. Правда, что вместо вынужденного безделья по большим праздникам, тоже непонятно.
Вы вспоминаете о том, как однажды пришли в храм купили свечи и поставили их на подсвечники, хотели зажечь, но «везде сущие работники церкви» вам их зажечь не позволили. После чего вы обиделись на них смертельно и «вера ваша в церковь пошатнулась». Давайте зададимся вопросом, а почему эти «злые» люди попросили вас не зажигать свечей. Всё очень просто, наверняка вы пришли в храм уже после окончания службы, иначе никто бы вам не стал мешать зажигать ваши свечи. Вы ставили их в момент, когда после окончания службы подсвечники уже были убраны и смазаны маслом. Если вы заходили в храм в первую половину дня, то в самом храме люди уже готовились к вечернему богослужению, на котором и был смысл зажигать свечи. Именно вечером совершается действо, которое называется «полиелей», или по-нашему – «много света». Елей, или масло, когда-то вместо свечей зажигали в храмах на богослужениях. Много масла, обозначает соответственно и много зажжённых светильников.
Вечернее богослужение самое продолжительное, прихожан на них бывает немного, и зажжённая вечером свеча уже не потеряется на фоне других свечей, их мало, и они горят пока полностью не истают. Конечно, вы можете распоряжаться вашими свечами так, как вы считаете нужным, можете даже забрать их домой и там зажигать. Но если вы пришли в храм, то помните, храм - это не магазин. Покупая свечи, вы жертвуете на церковь, вот смиряйте себя и подчиняйтесь правилам, существующим в данном конкретном храме.
Далее вы, продолжая письмо, негодуете на то, что в храме взимается пожертвование на венчание, отпевание, крещение и т.д.. «Ведь церковь существует на пожертвование прихожан, зачем же тогда вводить плату за всё и за вся? Разве слово Божье звучит не бесплатно? Что это, обычный бизнес»? Вот здесь, Алла, давайте разбираться. Вы пришли в храм, куда обычно не ходите и бываете время от времени. Вы приходите и видите, что в храме чисто, ухожено. Подсвечники не стекают сталактитами из остатков прогоревших свечей. Вокруг вас красивый интерьер из икон, написанных профессиональными художниками, часто и стены, расписанные фресками. Зимой в храме не холодно, горят многочисленные светильники. Во время службы вы слышите пение клирошан, в больших городах певчие – это, как правило, профессионалы. Я уже не говорю о священниках, без которых храм перестаёт быть местом, где совершаются таинства.
Дорогая Алла, всё это требует денег и немалых. Вы говорите о жертвах прихожан. Они жертвуют, но постоянных прихожан обычно немного, и это чаще всего люди пенсионного возраста. Вы рассчитываете только на их усердие? А вы? И такие как вы, приходящие в храм только тогда, когда вам потребуется крестить детей или отпевать усопших? Вот эта, как вы говорите «такса», и есть уже ваша жертва на храм. И такая жертва собирается везде, где существуют храмы, как православные, так и католические. Кстати, в той же Германии, и не только там, верующие отчисляют из своих зарплат ежемесячную сумму в процентах на содержании храмов и на уставную деятельность.
Но это не значит, что мы кому-то из неимущих откажем в крещении ребёнка или отпевании близких. Более того, ещё и поможем материально, иногда покупаем гроб и даже полностью оплачиваем погребение. Везде и всегда нужно действовать по совести и не пытаться выживать за счёт других.
Вот два рубля за стакан святой воды – это, конечно, безобразие. Лично я нигде и никогда не встречал, чтобы святая вода в храме или рядом с ним святая вода продавалась за деньги. Может, вам сам стаканчик продали за два рубля? Не знаю, но возможно. На днях побывал в Липецке, и оказавшись рядом с бюветом с минеральной водой, в ближайшем кафе покупал такой же стаканчик, но правда за десять рублей.
Вот о том, что в храмах немало людей, которые норовят делать замечания и приставать к заходящим в храм, да, этого, к сожалению, хватает. Кто они? По моим наблюдениям, чаще всего, это люди психически нездоровые, или бабушки, активность которых дома постоянно смиряется их близкими, вот и остаётся для них одна единственная возможность проявить собственное доминирование, напав на какого-нибудь церковного захожанина. Не допускать в храмах подобного рода поведения таких, как я их называю «православных ведьм», первейшая задача настоятеля храма и вообще любого священника.
Однажды вы зашли в храм и увидев, как там тщательно убираются почувствовали себя лишней, и вы снова вознегодовали. Алла, дорогая, не надо обижаться. Лучше найти священника или подойти к старосте храма и предложить свои услуги. Вы бы знали, как не хватает в храмах вот таких добровольных помощников. Читаю ваше письмо и вижу, как и вам не хватает почувствовать свою принадлежность к церковной общине, стать своей в храме и молиться вместе с единомышленниками. Потому что церковь – это не камни, даже если они очень красиво уложены в одно единое здание. Церковь – это люди, собранные вместе и объединённые любовью к Богу и друг ко другу. Получится у вас найти себя в церкви, поймёте, что это такое, значит и всё остальное в вашей жизни будет не зря. Нельзя, чтобы результатом ваших и так нечастых посещений храма оставалась лишь негодование и обида, «на всех и на вся». И как бы мне хотелось, чтобы это письмо, которое вы мне написали, тоже хоть не на много, но изменило бы ваше отношение к нам, священникам и вообще людям церковным, в лучшую сторону. А иначе зачем всё это?
С уважением, священник Александр Дьяченко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Я 30 лет живу в Италии, могу прийти и поставить свечку, точно зная, что через пару секунд её не потушат.
Задашь вопрос и получишь ответ. А в наших церквях скорбно поджатые в гузку губы и шипение вместо ответа.
Кто эти женщины, считающие себя наместницами Всевышнего на местах?
Батюшка один и он не может выслушать всех. Люди часто идут в церковь ища помощи моральной, поддержки Духа, но не получают. К сожалению.
А Вера живёт в сердце и Душе. Моё поколение, родившиеся в середине 60 - х выросло у родителей атеистов.
Почему вместо поддержки и объяснений мы встречаем этих жутких женщин?