Вопрос отцу Александру. Священнику надо служить литургию, а у него обида на кого-то. Как быть? Мы, миряне, можем, например, в случае обиды не причащаться, если собирались. Но как священнику служить, если он один в храме, и обижен? Как экстренно погасить обиду?
Из письма кого-то из читателей. Само письмо утеряно.
Здравствуйте, N.
Прочитал ваш вопрос и вспомнил, что в течение последних нескольких лет дважды испытывал очень сильную обиду, причём обиду на священников. Помню, не откладывая дела в долгий ящик, ездил к батюшке в соседний с нами храм и каялся в том, что имею это горькое чувство, и молился о тех, кто обижал меня или тех, кого я любил. Это для того, чтобы иметь право приступить к служению литургии.
Потом обе непростые для меня ситуации в разное время обсуждал с епархиальным духовником, спрашивая у него совета как правильно поступать в каждом из случаев. Иногда ты сам являешься причиной, возникшей в тебе обиды, вернее твоё греховное внутреннее состояние, чаще всего – гордыня. А иногда – это грех другого человека, твоего визави, которого для его же пользы необходимо призвать к покаянию. Но как сделать это правильно, как ещё больше не раздуть огонёк раздора? Подсказать правильный путь к примирению, в этом-то и заключается мудрость духовника.
На самом деле, тема, затронутая вами очень важна, и не только для священника. Постараюсь объяснить почему. Я по натуре человек не обидчивый, скорее добродушный. Кроме тех двух, упомянутых мной ситуаций, за двадцать лет служения у престола, других и не припомню. Не вспоминаются. Но стоит только прийти в храм на литургию, начать подготовку к проскомидии, как тут же, словно черная стая слетаются воспоминания о множестве мелких сиюминутных обидах, неприятностях, досадах. Например, вспоминается, как долго мне задерживали ту или иную иерархическую награду, или как обошли каким-нибудь юбилейным крестом и прочая подобная чепуха. На память лезет то, что в реальной жизни меня никогда не беспокоило и никак не волнует. И вдруг чепуха вырастает до размеров проблемы! Как же, обидели! Что интересно, подошла к концу литургия и куда что девается. Ничего из того, что утром приходило на ум и сердце даже не вспомнится.
Имея опыт, зная заранее, что сейчас начнёт проявляться недовольство, готовлюсь отражать посылы Иисусовой молитвой. И далее в течение всей литургии приходится «стоять на страже». Внимательно слушать самого себя, контролируя все приходящие помыслы. Особенно во время анафоры.
Спросите любого священника, литургия – самая, не подберу правильного эпитета, радостная, восторженная часть нашей жизни. В то же время - это ещё и время высокой духовной борьбы.
Анализируя собственное состояние, мысли, переживания во время других служб, научился вычленять греховные помыслы, приходящие во время молитвы, чаще всего они одни и те же. Вовремя их обрывать и не отвлекаться на них умом. Это очень непросто, но без этого не обойтись, иначе молитва Богу превращается в её прямой антипод.
С уважением, священник Александр Дьяченко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев