Божественная Литургия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний воскресный день в церковном уставе называется "Неделей о Страшном суде". Таких слов - "страшный суд" - мы не найдем в Святом Евангелии. Нигде Сам Спаситель не называет Свое второе пришествие "Страшным судом". Тем не менее, в церковной жизни в многочисленных молитвах, в канонах, акафистах, стихирах, тропарях, когда человек вспоминает время второго пришествия в мир Господа Иисуса Христа, он это событие называет "Страшным судом". Почему же такими словами мы определяем время нашей встречи с Господом? Ведь, казалось бы, поскольку мы - христиане и веруем в Господа, то встреча с Ним должна быть для нас радостной, и мы должны стремиться к тому, чтобы быть с Ним. Почему же нам страшно? Какова природа этого страха?
Апостол и евангелист Иоанн Богослов, который Духом Святым познал природу Божественной любви, говорит о том, что совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4, 18). Мы говорим с вами, что любим Господа. Говорим об этом, а тем не менее боимся встречи с Ним. - Значит, наша любовь несовершенна. А почему наша любовь ко Господу ненастоящая, неполная, т.е. несовершенная? Тот же Иоанн Богослов объясняет это. Он говорит: Как можешь ты говорить, что любишь Бога, Которого не видел, когда брата своего, которого видишь, ненавидишь? - Лицемер! Научись сначала любить брата своего (1Ин. 4, 20, 21)!
И вот, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение обличает нашу с вами совесть и раскрывает перед нами, почему мы страшимся встречи с Господом. Вы слышали, как в евангельском повествовании, которое только что было прочитано, Сам Господь описывает окончание существования этого периода жизни земли и людей, т.е. окончания века, окончания того периода жизни, который отведен всем людям. И вот Господь говорит, что когда Он придет во славе Своей со святыми ангелами, то все народы предстанут перед Ним. И Он тогда разделит всех людей на две части - так, как пастух отделяет овец от козлов. И поставит одних с правой стороны, а других с левой. И обратится к тем, которые с правой стороны от Него будут стоять, со словами: "Придите, благословенные, наследуйте Царство Отца Моего, которое приготовлено для вас от начала мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Я жаждал, и вы напоили Меня. Я скитался, был бездомным, и вы приютили Меня. Я был больным, и вы пришли ко Мне. Я находился в тюрьме, и вы посетили Меня". Тогда люди, которые находились с правой стороны от Господа, спросят у Него: "Когда это мы Тебя видели или голодным, или жаждущим, или раздетым, или больным"? - А Господь скажет им: "Все, что вы сделали для братьев Моих, вы для Меня сделали".
А тем, кто с левой стороны от Него стоит, Господь скажет: "Отойдите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный дьяволу и ангелам его. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня. Я хотел пить, и вы не напоили Меня. Я скитался, был бездомным, и вы не приютили Меня. Я был больным, и вы не пришли ко Мне. Я находился в тюрьме, и вы не посетили Меня". - И в ужасе тогда спросят и те, которые с левой стороны стоят от Господа: "Господи! Когда же это было? Когда мы могли видеть Тебя голодным или жаждущим, раздетым или больным, или в темнице седящим"? - А Господь скажет им: "Все, что вы не сделали для ближних своих, вы для Меня не сделали".
Вот, дорогие братья и сестры, почему мы и называем этот суд - "страшным". Потому, что совесть наша обличает нас в нашем немилосердии и несострадательности. Ибо Господь говорит, что через милосердие и любовь к людям, которая проявляется и в том, что Господь назвал в этой притче, и в том, о чем Господь не сказал, но что подразумевается, ибо люди жаждут не только хлеба, которым тело можно насытить, но и хлеба духовного. Ибо люди бывают раздеты не только потому, что у них одежды нет, но люди бывают нагими духовно, не зная ни одежды добродетелей, ни заповедей Божиих. И люди бывают бездомными не только потому, что не имеют человеческого жилища, а еще и душа человеческая бывает неприкаянной и бездомной так, что человек может жить хоть в золотых палатах, а ему жизнь не мила, и он заканчивает жизнь страшным грехом - самоубийством. - Сколько духовных несчастий в мире! Ничуть не меньше, чем несчастий телесных. И все эти несчастья вопиют к нашей совести. Потому что если бы мы не были равнодушны, а были бы милосердны и сострадательны, тогда бы не было столько горестей и бед. А мы бываем равнодушны даже к самым близким своим, к семье своей! Дети бывают равнодушны к родителям. Супруги равнодушны друг к другу. Родители безразличны к своим детям. И сколько происходит на этой почве всевозможных несчастий!
Не перечислить всех тех бед и страданий, которые происходят в мире из-за немилосердия и равнодушия. Но Господь предупреждает всех нас о том, что так не будет всегда. Не будет всегда зло в мире царствовать. Он придет для того, чтобы зло уничтожить, а Царство новое установить, в котором праведники будут сиять, как солнце (Мф. 13, 43). И вот, когда мы взираем на свою совесть, нам становится страшно. Что же тогда, не будет нам места в этом Царстве Христовом? Не будет нам места в вечной жизни, потому что мы - немилосердны и несострадательны, и равнодушны, и черствы? Что же, душа наша будет вечно мучиться в огне, уготованном дьяволу и ангелам его?
Святая Церковь для того и основана в мире Господом нашим Иисусом Христом, чтобы этого с нами не произошло. Для того на земле и Церковь существует, и в ней Дух Святой действует, чтобы нас, грешников, исправлять, очищать. Чтобы нам немощным давать силу. Чтобы наши черствые сердца делать милосердными. Чтобы наши грехи прощать. Чтобы помогать нам исправиться от своих грехов во временной жизни, а в будущем иметь вечную жизнь.
Да, суд - страшен. Но мы имеем веру в Господа и в Его слова о том, что Он пришел в мир, дабы никто из верующих не погиб, но имели бы жизнь вечную (Ин. 3, 16). Будем же просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он умудрил и укрепил нас. Чтобы Он дал нам силы следовать за Ним. Чтобы Он открыл наши духовные глаза, и мы увидели - где люди нуждаются в нашей помощи. Чтобы Он облагодатствовал наши жизни и помог нам жить вместе с Ним по Его благим заповедям.
Церковь Христова призывает ныне всех нас вспомнить о последних временах, о Страшном суде Господнем, исправиться и покаяться, испросить у Господа Бога сил и благословения на время предстоящего поста, когда вся Церковь с особым усилием будет молиться, когда будет благодатное время для исправления. Попросим и Господа нашего, чтобы Он неизреченным Своим промыслом привел нас к тому, чтобы мы оказались с правой стороны от Него, и услышали от Него слова: "Придите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира"!
Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1