Дореволюционные "училищные" ЗДАНИЯ КУБАНИ. Здание училища ст. БЕЛОРЕЧЕНСКОЙ. Майкопский отдел. Ст. БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ основана в 1862 г. при общем заселении Западного Кавказа. Расположена на р. Белой, в плодородной Белореченской равнине. Главное занятие жителей - земледелие. Общественной земли 19639 д. (леса и кустарники 4100 дес). Для экономия, развития стан, многое обещает устройство здесь (в 1910 г.) узловой станции Арм.-Т. железной дороги. (Армавир-Майкоп-Туапсе). Климат влажный, здоровый. В ст. железнодо­рожная больн. и врач. Расстояние: до г. Екатеринодара 117 в., до г. Майкопа 25 в., Усть-Лабы 55 в., ст. Ханской 11 в., Пшехской 10 в., Гиагинской 19 в., Бжедуховской 17 в., Келермесской 21 в., сел. Филипповского 22 в., Леонтьевского 16 в., Кубанского хут. 17 в. Корреспон­денция через местное почтовое отделение телеграфной на станции Бело­реченской. В станице - 2 церкви и 2 прихода. 1. Покровская церковь. Построена в 1882 г., при по­собии от войска в 10000 р.; деревянная. Церковных суммбил. 1000 р. Состав причта: 2 свящ., 1 диак. и 2 псал. Войсковое жалование: первому священнику 200 р. 70 к., псаломщи­кам 1-го и 2-го штата по 51 р. 42 к. Причтовой земли 172 дес. (в 6 в.). Министерские училища: 2-классное и одноклассное. Церковно-приходских школ 2: мужс­кая и женская. Помещаются в собственных удобных зданиях. Население 4716 душ, из них хлыстов около 50. Рождений 546, браков 82, смертей 269. 2. Единоверческая Успенская церковь. Построена в Казацкая женщина 1892 г. при пособии от Св. Синода в 3000 р., деревян­ная; утварью бедна. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Причтовой земли 60 дес. Синодальное жалование: священнику 300 р., псаломщику 120 р. Школа грамоты 1. Помеща­ется в собственном кирпичном здании. Население 1438 д. Рождений 122, браков 49, смертей 70. Всего населения 14618 д., 3333 двора. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов. 1911 г.
    1 комментарий
    10 классов
    СВЯЩЕННИКИ КУБАНИ и их СУДЬБЫ. Протоиерей Иоанн Никанорович СУДНИЦЫН, первый настоятель Вознесенской церкви в ГЕЛЕНДЖИКЕ, законоучитель, благочинный церквей 2-го Черноморского округа Сухумской епархии. Черноморская губерния. Фото 1. Протоиерей Судницын Иван Никанорович (15.9.1871 г. - 1.11.1940 г.)
    5 комментариев
    18 классов
    ЦЕРКВИ КУБАНИ на СТАРЫХ ФОТО. Церковь Вознесения Господня в ГЕЛЕНДЖИКЕ на старых фотооткрытках начала ХХ в. Свято-Вознесенский собор в ГЕЛЕНДЖИКЕ - уникальный памятник архитектуры начала ХХ века. Фото 1. Геленджик с моря. Фотооткрытка нач. ХХ в. Слева, на дальнем плане, за зданием - Церковь Вознесения Господня.
    3 комментария
    9 классов
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! СКЛАДНИ о ЧЕТЫРЁХ СТВОРАХ. СКЛАДЕНЬ четырёхстворчатый или "Большие створы" - прообраз большого иконостаса, "алтарь домовой церкви". СКЛАДЕНЬ «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства кон. XVIII – нач. XIX вв. Среди памятников русской медной пластики выделяются складни о четырех створах, на которых развернуты сюжеты христианских праздников и сцены поклонения чудотворным иконам Богоматери. Складни этого типа пользовались необычайной популярностью в народной среде. Их бытование на протяжении XVIII–XX вв. известно практически на всей территории России. «Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на… цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Первые складни были небольшими, трёхстворчатыми для нательного ношения, с более узкими боковыми створками, чем средник и закрывались встык. В первой половине XVIII века появился новый тип складня - четырёхстворчатый или «большие створы». В отличие от малых путных складней, которые были индивидуальными (их брали с собой в дорогу, на богомолье или в военный поход), многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви. Складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства, связанное с религиозной культурой старообрядцев. Из-за жестокого преследования староверов государственной властью, те не имели возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования, чем большая храмовая утварь. Поэтому, именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья. В полном четырехстворчатом составе праздничный складень сегодня встречается редко, в музейных и частных коллекциях чаще хранятся его отдельные фрагменты. Это связано с тем, что, когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью.
    3 комментария
    9 классов
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! Старинные СКЛАДНИ. ИКОНА-СКЛАДЕНЬ из ст. ЛАБИНСКОЙ. Складни или полиптихи существуют на Руси с давних пор.Для тех,кто не понимает о чём речь,это складные многостворчатые переносные алтари, в некоторых случаях служившие реликвариями для сбережения частиц мощей святых. Старинные складни могли иметь разное количество створок,но не менее двух, изготавленных из дерева, кости или металла. Створки расписывались, украшались резными элементами, а также расписывались эмалью. Складни с двумя створками называются диптихами, состоящие из трех створок – триптихами, а из четырех – квадриптихами.Складни имеющие более четырёх створок встречаются значительно реже и назывались полиптихи.Наибольшей популярностью пользовались у казаков и староверов. Считается,что складни на Руси появились в десятом столетии.Они привозились из Византии вместе с иконами, крестами и панагиями. Створки старинных складней закрывались встык. Прообразом, вероятно, стали Царские врата, закрывавшие ворота в традиционный церковный алтарь. Сначала складни на Руси изготавливались при мастерских храмов и монастырей. Сюжеты были разнообразны. Но ранние экземпляры могли содержать и отражение языческой культуры. Наравне с амулетами-змеевиками были,иконы и складни, на обратной стороне которых отображались змееподобные существа не свойственные христианскому миру. Как правило, средневековые складни, были нагрудными и носились на шнурке, были мелкоформатными и имели подвижное оглавие.Также существовали складни в виде ковчега, в который вкладывалась икона.Самой популярной вариацией складня являлся "трехстворчатый" также именуемый триптих – средняя часть триптиха закрывалась двумя боковыми створками. Чаще всего в триптихах изображали троих святых: в центре икона Спас на престоле, на правой створке – Божья Матерь Заступница, а слева – Николай Угодник.На обратной стороне наносились резные или литые бронзовые изображения Голгофского креста. В шестнадцатом и семнадцатом столетии в мастерских при монастырях создавались крупные складни-иконостасы, предназначавшиеся для походов. На Руси были известны складни нагрудные, нательные и поставные или киотные. Все они могли быть путными – их брали с собой на богомолье, в дорогу или в поход.Согласно историческим сведениям, в семнадцатом столетии все ратники обязательно имели тройные складни, носившиеся на груди. В девятнадцатом столетии металлические складни часто заменялись целыми иконостасами и святцами. Среди находок складни попадаются реже иконок и крестов. Это связано с трудоемкостью изготовления створок и оглавия, которые отливались отдельно, а затем собирались. После раскола в церкви металлические литые иконы начинают интенсивно делать староверы. Гонимые правительством, им было трудно перевозить своё церковное имущество, например громоздкие деревянные иконы. А вот небольшие литые иконки и складни хорошо подходили для частых транспортировок, к тому же их легче было прятать. Во времена Петра была безуспешная попытка закрыть производство складней. В 18 веке в Выговской литейной мастерской, мастера сумели наладить выпуск недорогих по стоимости, но очень качественных медных и бронзовых складней, с детально проработанными ликами святых. Створки складней того времени начали оснащать петлями со штырями. Это позволило усовершенствовать конструкцию складней. Бронзовые иконки и складни выливались вплоть до 19 -начала 20 века. Источник https://vk.com/wall-177617794_16527
    5 комментариев
    14 классов
    Дореволюционные ШКОЛЫ КУБАНИ. Дореволюционные "школьные" ЗДАНИЯ КУБАНИ. Здание церковно-приходской школы при Николаевской приходе станицы ЛАБИНСКОЙ (ныне г. ЛАБИНСК). Лабинский отдел. Николаевская церковь ст. Лабинской (ныне г. Лабинск) была построена в 1855 г. на сумму 9 000 рублей войсковых денег и освещена в 1856 г. Здание деревянное с такой же колокольнею на каменном фундаменте, крытое железом. Железная ограда на каменном фундаменте была построена в 1884 г. на средства прихожан. В храме имелось три престола: во имя святителя Николая, во имя равноапостольного царя Константина и великомученицы Екатерины. В приходе функционировало 5 школ: одноклассная мужская, одноклассная смешанная, одноклассная женская, две смешанные школы для иногородних детей и детей поселян. Кроме того, в приходе имелось высшее начальное училище и церковная школа. Последняя размещалась в церковном доме, на её содержание отпускалось от церкви 100 рублей в год. Она разделялась на две самостоятельные школы: мужскую и женскую. До постройки Николаевской церкви в 1842 г. жители возвели молитвенный дом. Он был деревянный, крытый камышом с одним престолом. Из дошедшей до нас исповедной росписи за 1853 г., мы узнаём, что священником здесь служил Адриан Филиппович Гречинский, которому в 1853 г. было 37 лет. Он был женат на Анне Ионовне (27 лет). Они воспитывали племянницу Марию (4 года) и сироту «казачьего сына» Якова Польского (14 лет). Помощником священника являлся дьячок Иоанн Степанович Быстров (69 лет). В рассматриваемый период, согласно исповедной росписи, на приходе числилось 8 человек духовного происхождения, 11 обер-офицеров и 1702 человека казачьего происхождения.
    2 комментария
    25 классов
    СВЯЩЕННИКИ КУБАНИ на старых фотографиях. СВЯЩЕННИК среди учащихся училища ст. КИСЛЯКОВСКОЙ. Ейский отдел. КИСЛЯКОВСКАЯ станица основана в 1794 году одновременно с другими старейшими черномор­скими станицами. Расположена на р. Ее. Общественной земли 46566 дес. Одна из многолюднейших и богатейших станиц Черномории. Из обществен­ных учреждений должно отметить ссудо-сберегательное товарищество, ши­роко развившее свои операции. Из событий в церковно-приходской жизни станицы интересен опыт с обществом трезвости. Последнее было открыто и настойчиво проводилось в жизнь местным священником П. Денисовым. Общество понемногу крепло и развивалось. Однако в массе прихожане были крайне недовольны существованием общества: им не нравилась обо­собленность «трезвенников», выделявшая их из толпы и создававшая им привилегированное положение в приходе. Глухое недовольство обществом в 1906 году приняло, наконец, форму шумного массового протеста. Прихо­жане, собравшись в огромном числе на церковной площади, категорически потребовали от причта немедленнаго закрытия общества. Чтобы устранить возникшую в приходе, грозившую принять очень серьезные разме­ры, причт удовлетворил требование прихожан и общество трезвости было закрыто. В станице развито хлыстовство. Расстояние: до г. Екатеринодара 176 в., до железной дороги (ст. Кисляковская) 7 в., до ст. Кущевской (местопребывание вра­ча) 14 в., Уманской 25 в. (управление отдела), Михайловскаго хутора 18 в., Екатериновской 25 в., Шкуринской 28 в., Новопашковскаго хутора 30 в., Ми­хайловскаго хут. Донской обл. 16 в. Корреспонденция через местное почтово-телеграфное отделение. В станице 2 церкви, 1 приход. Рождество-Иоанно-Предтеченская, с приделом во имя святого Николая Чудотоврца, церковь построена в 1832 г., главным образом на средства казака Сте­фана Кульбашного; деревянная, ограда железная с чугунными колоннами. Скорбященская церковь, с приделом во имя св. Троицы, построена в 1894 г.; деревянная. Церковные документы с 1803 г. Церковной земли 264 дес. Церковных сумм бил. 13852 р. В церковной библиотеке ок. 300 томов. Состав причта (с 1893 г.): 3 священник, 1 диакон и 3 псаломщик. Причтовой земли 336 дес: первому свящ. 72 дес, второму — 68 дес, третьему 52 дес, диак. — 48 дес, первому и второму псал. по 34 дес, третьему псал. 26 дес. Земля находится в 3 верстах от церкви. Кроме сего, есаулом Трофи­мом Дружинцем завещано на поминовение 100 десятин, половина дохода с них поступает в пользу церкви, другая половина — в пользу причта. Один псаломщик получает от общества 75 р. квартирного пособия; остальные члены причта имеют собственные дома. Материальное обезпечение при­чта вполне достаточно. Церковные школы: 1) церковно-приходская школа при Скорбященской церкви, помещается в собственном деревянном, обло­женном кирпичей здании, церковно-приходской при Р.-И.-Пр. церкви, помещено в кирпичном здании, пожертвован, обществом (на содержание поступает от Уч. Сов. 300 р., церкви 450 р. и общ. 120 р. 2) Министерские училища: 2-классное, одноклассное станичное и одноклассное женское Екатеринодарского благотворительного общества. Население: 10117 душ, в том числе на хуторах Носкова (в 13 в.) 55, Зуба (в 12 в.) 12, по Куличиной балке (16 в.) 120, по Максименковой балке (18 в.) 465. Население (стат. ком.): 14943 души, 1670 дворов, Рождений 822, браков 152, смертей 473. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов. 1911 г.
    1 комментарий
    13 классов
    Казанская церковь в ст. СУВОРОВСКОЙ. Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Суворовской на сюжетной фотографии 1931 года. Баталпашинский отдел.
    4 комментария
    18 классов
    ЦЕРКВИ КУБАНИ на СТАРЫХ ФОТО. Воскресенская церковь в ст. КАНЕЛОВСКОЙ на сюжетной фотографии 1930 года. Таманский отдел. Ейский отдел. КАНЕЛОВСКАЯ станица основана в 1794 г. в числе первых сорока «куреней» б. Черноморского войска. Расположена в ровной местности на р. Ее, на границе Кубанс­кой и Донской области. Общественной земли 27572 дес. Ближайший врач - в ст. Уманской (войск, больница). Расстояние: до г. Екатеринодара 220 в., до ст. Староминской 12 в., Шкуринской 15 в., Уманской 34 в., Кущевской 36 в., до железной дороги ст. Кущевская 35 в., Староминская, Ейской ж. д., - 12 в. Вблизи станицы пройдет линия Черноморской железной дороги. Корреспонденция через Староминское почтово-телеграфное отделение. Воскресенская церковь построена в 1884 г.; деревянная; придел - во имя св. Александра Невского. Церковные документы с 1797 г. Церков­ной земли 260 дес. Церковных сумм бил. 1847 р., в том числе на пост­роение причтовых квартир 780 р. Состав причта: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Причтовой земли 161 дес. для хлебопашества удобна. Министерские училища: двухклассное Александровское и одноклассное жен­ское. Церковцо-приходская школа 1. Помещается в церковном деревян­ном здании. При школе 2 отдельных саманных, крытых камышом дома. Население 6993 д., из них на хуторах Сасыкских (в 15 в.) - 69, поповцев 12, хлыстов 6, «новоизраиль.цев» 22. Население, 8421 душа (Изд. - по данным Кубанского сборника, т. 17 (Екатеринодар, 1912 г.), на 1910 г. дается 8518 душ), 842 двора. Рождений 441, бра­ков 77, смертей 213. Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов. 1911 г.
    1 комментарий
    16 классов
    НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ! ВЗГЛЯД в ИСТОРИЮ. 1857-й год. Полковая турлучная церковь во имя Святого Николая в МАЙКОПСКОЙ КРЕПОСТИ. СВЯТОЙ НИКОЛАЙ - покровитель МАЙКОПА. 1857 год: На выходе реки Белой из гор, отрядом генерала Викентия Козловского начата закладка Майкопского укрепления, занявшего выгодное стратегическое положение, а также стали заселяться станицы Родниковская на реке Большая Лаба и Петропавловская. Сооружения Майкопской крепости расположились в виде буквы «П»; их окружали ров и высокий вал. Крепость имела четверо ворот. Её защищали три батареи, две из которых находились по углам со стороны Белой, а одна с северной стороны. Через реку Белую был перекинут деревянный мост с небольшим сторожевым редутом. Внутри Майкопской крепости солдаты построили 22 саманные казармы и первую полковую турлучную ЦЕРКОВЬ во ИМЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ. Майкопская крепость стала стратегически важным пунктом русской оборонительной линии. Освятили крепость 6 января 1858 года. А 10 марта того же года приказом по Военному министерству было положено «вновь возведённое укрепление на правом крыле Кавказской линии на реке Белой, при входе в Майкопское ущелье именовать "Майкоп"». Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»: https://kuban.retroportal.ru/5/18.shtml
    1 комментарий
    10 классов
Показать ещё