СКЛАДНИ о ЧЕТЫРЁХ СТВОРАХ.
СКЛАДЕНЬ четырёхстворчатый или "Большие створы" - прообраз большого иконостаса, "алтарь домовой церкви".
СКЛАДЕНЬ «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства кон. XVIII – нач. XIX вв.
Среди памятников русской медной пластики выделяются складни о четырех створах, на которых развернуты сюжеты христианских праздников и сцены поклонения чудотворным иконам Богоматери. Складни этого типа пользовались необычайной популярностью в народной среде. Их бытование на протяжении XVIII–XX вв. известно практически на всей территории России.
«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на… цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре.
Первые складни были небольшими, трёхстворчатыми для нательного ношения, с более узкими боковыми створками, чем средник и закрывались встык. В первой половине XVIII века появился новый тип складня - четырёхстворчатый или «большие створы». В отличие от малых путных складней, которые были индивидуальными (их брали с собой в дорогу, на богомолье или в военный поход), многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви.
Складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства, связанное с религиозной культурой старообрядцев. Из-за жестокого преследования староверов государственной властью, те не имели возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования, чем большая храмовая утварь. Поэтому, именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья.
В полном четырехстворчатом составе праздничный складень сегодня встречается редко, в музейных и частных коллекциях чаще хранятся его отдельные фрагменты. Это связано с тем, что, когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3