Очень ценный документ на 40 страниц машинописного текста попал ко мне. Многим он будет интересен, кто не знаком с ним. Начинаю в этой заметке его публиковать. Если увижу к нему интерес, понемножечку здесь же размещу его до конца.
Записки директора.
(летопись Юрсовской средней школы)
Деревня Юрсово.
Юрсово, Земетчинского района Пензенской области, расположено на окраине большой лесной полосы, проходящей через несколько областей. В 1902 году через эту деревушку в 50-60 домов прошла железнодорожная ветка, соединившая две железные дороги: Московско-Рязанскую и Куйбышевскую. Около усадьбы бывшего имения Пашкова построили разъезд Пашково.
После Октябрьской революции граждане Юрсова перевезли к разъезду лесопильный завод, принадлежавший ранее кулаку Костикову и находящийся в лесу около речки Почкарь, что в 6 километрах от Пашкова.
В бывшей усадьбе имения организовалось лесничество. На «баярском дворе», так долго называли усадьбу, имелось всего 5 домов: самый большой с мезонином - квартира бывшего управляющего, а потом лесничего, контора с квартирой, два дома для служащих и надворные постройки.
В 1928-31 годах к усадьбе лесничества, станции и заводу вплотную примыкал лес. Против усадьбы лесничества по другую сторону железной дороги находилась Юрсовская начальная школа.
Школа.
Школа в Юрсове открыта в 1901 году. До этого, с 1894 года, ребят обучал отставной унтер-офицер Шумин Алексей Степанович, выучившийся грамоте на военной службе.
Скаждого ученика за зиму, с Михайлова дня(21 ноября) до пасхи он брал за обучение по 50 копеек, и учил весь день, отпуская детей только на обед.
Когда у учителя были свои домашние дела, он отпускал ребят раньше или предупреждал, чтобы они на следующий день не приходили. Число учашихся у него доходило до 30 человек. Обучение проводилось по буквослагательному методу.
После Шумина на тех же началах детей обучал бывший солдат Аршинов Василий Савельевич.
В 1901 году открыли церковно-приходскую школу на наемной в селе квартире и назначили учителем Боронина Андрея, окончившего всего 3 класса начальной школы. Боронин работал 2 года. В 1903 году племянница Пашкова, которую крестьяне без цели избрали попечителем школы, построила здание школы из кирпича, полученного после сломки сыроваренного завода. Школа стала земской. Здание школы существовало долго, в 1938 году над ним был построен второй этаж. В школе имелась хорошая квартира для учителя. Учителей в школу стали назначать более подготовленных.
В двадцатых годах школа была двухкомплектной с количеством учащихся от 75 до 90 человек. В 1922-27 годах в ней работали учителя – супруги Елисеевы, большие любители огородничества и цветоводства. На школьном участке росли разные овощи, цвели цветы. Для работ на огороде были созданы две бригады учащихся во главе с бригадирами – учениками 3-4 классов.
В течении лета ученикам приходилось два раза в неделю поливать и пропалывать свои грядки. Бригадир вел дневник посещений, так как урожай делился осенью между членами бригады пропорционально числу выработанных каждым часов.
В 1927 году после ухода Елисеевых заведовал школой Дедов Сергей Петрович, а в 1928 году в Юрсовскую школу из деревни Стефии перевели меня(Васильева Дмитрия Павловича), назначив вторым учителем.
У нас, двух учителей, были 4 класса: у Дедова 2 и 4, у меня 1 и 3 с общим числом учеников 75 человек.
Занятия велись в одну смену и заканчивались в 2 часа. Вечерами мы подолгу сидели над придумыванием «увязок» по комплексным темам. Подбирали статьи для чтения, тексты для письма, составляли задачи. Как недовольны мы были тем, что составители учебников не делали этого сами, не располагали статьи по темам комплекса.
Однако, хотя при изучении темы комплекса мы обязаны были увязывать с ней чтение, письмо и решать задачи, но мы одновременно систематически изучали грамматику, решали примеры, задачи не связанные с темой. Даже в более ранний период, когда мы должны были давать все знания и навыки в письме, счете и решении задач только в связи с изучением темы, мы, сельские учителя, и тогда не делали этого, так как не могли обучать письму и арифметике иначе, как последовательно и в системе.
Вот например, выписка из комплекса №2 во 2 классе за 1930-31 учебный год: «Осенние работы в деревне»
Подте-
ма Содержа-
ние подтемы Общественно-полезные работы Чтение Арифмети-
ка Письмо Другие виды работ
Подго-товка к зиме огорода Вредители сада и огорода и борьба с ними(пахо-та, очистка коры и т.д.) Участие в уборке огородов от остатков стеблей , корней. Статья «Как убрать огород к зиме» стр. 47, «Как бороться с вредителями» стр 51.
Сложение и вычитание
Типа:
37+25
46+37
65-15
83-25 Коллективная запись по комплексу.
По четвергам в школе проходил клубный день. В этот день проводились два урока, классные собрания, пение, игры.
В 1929 году для учащихся начальной школы была организована столярная мастерская. Помещение дало лесничество. Школа сделала там небольшой ремонт, поделала столы-верстаки для работ и собрала инструменты. В качестве руководителя по работе с учащимися пригласили опытного столяра В.К. Лукашкина. По договору он со своими подручными должен выполнять заказы граждан, сделанные последними через школу, и по два часа 2 раза в неделю заниматься с учениками 4 класса. Пиломатериал для мастерской завод отпускал бесплатно. Ребята с увлечением работали в мастерской, а один из них даже так полюбил это дело, что профессия столяра-плотника стала для него основной профессией в жизни.
В 1929-30 годах лесничество было реорганизовано в лесхоз с подчинением Моршанскому лесному управлению, а последний лестресту цчо в Воронеже.
В связи с этим увеличились лесные разработки, увеличилось число рабочих и служащих, началась стройка новых домов, лесных дорог.
Открытие школы ФЗС.
Мысль об открытии 5 класса и школы-семилетки возникла еще до 1930 года.
Дети некоторых служащих и жителей Юрсова учились в Земетчинской ШКМ в 25 километрах от дома. Необходимость открытия семилетней школы в Юрсове к этому времени вполне назрела. Не знали только кому начать и с чего начать хлопоты по открытию школы. Помог случай. В марте 1931 года в одном из журналов я прочитал решение второго партийного совещания по народному образованию, проходившему в Москве в 1930 году.
На совещании было высказано пожелание об открытии пятых классов в школах сельской местности. Я сделал выписку из журнала и начал готовиться к мартовскому районному совещанию учителей, решив выступить на нем с предложением об открытии пятого в Юрсовской школе.
К этому времени школа стала трехкомплектной. Третьим учителем была назначена моя жена Анна Петровна, работавшая до этого в соседнем селе.
В весенние каникулы завшколой Дедов С.П. уехал к родителям в г. Моршанск и на районном совещании не был.
Перед постановкой на совещании вопроса об открытии семилетней школы надо было заручиться поддержкой местной общественности, узнать на какую помощь от них можно рассчитывать в случае благоприятного решения этого вопроса, и мы с Анной Петровной обратились с этой целью в «треугольник»(директор лесхоза, парторг, предрабочкома).
Треугольник к нашему вопросу отнесся положительно.
Вместе наметили смету прихода и расхода денежных средств, необходимых на первое время. Смета выразилась в 660 рублях. Лесхоз кроме этого обещал бесплатный отпуск дров.
26-29 марта 1931 года в прениях по докладу заведующей РОНО товарища Романюка на совещании я доказывал необходимость открытия 5 класса в Юрсове наличием таких благоприятных условий, как близость станции, лесхоза, помощь организаций и, главное, ростом села Юрсова, как рабочего поселка.
Предложение было поддержано инспектором товарищем
Малышевым В.Т.оно было принято совещанием. Успех на совещании меня сильно ободрил. Решил как можно скорее ехать в Пашково и начать подготовку к открытию семилетки. Поезд Вернадовка-Кустаревка ходил тогда без расписания, и его можно было ждать и сутки и двое. Я решил нанять лошадь. Снег таял, дорога рушилась, лошадь и сани то и дело попадали в «зажоры». В час дня был дома и, едва обогревшись, пошел в лесхоз рассказать о решении совещания. Того же дня вечером мы и «треугольник» решали вопросы об интернате для детей лесных работников и детей из отдаленных селений, об учителях.
Школу решили именовать не ШКМ, как всюду в сельской местности, а ФЗС
( фабрично- заводская семилетка ) так как она должна была иметь связь с заводом и лесными организациями . Мы надеялись также, что в этом случае
Школе будет оказываться больше помощи от лесных организаций, что впоследствии полностью оправдалось.
На следующий день провёл по сменам два собрания с рабочими лесозавода, а 1 апреля- собрание в колхозе по вопросу об открытии школы ФЗС. С выписками из протоколов поехал в Земетчино, чтобы добиться решения РИКа об открытии семилетней школы в Юрсове.
Президиум РИКа должен был собраться 6-го апреля, а я приехал 4, и мне пришлось два дня просидеть в РОНО. Беседуя, инспектора РОНО высказывали опасения, что как только разрешат открыть школу и начнуться занятия, учителя потребуют зарплату, а заведующий и денег на хозяйственные нужды, а в РОНО и РИКе их нет, так как школа сметой не предусматривалась. Я доказывал, что учителя договорились до 1 января 1932 года заниматься бесплатно, и что небольшие деньги на хозяйственные нужды дадут местные хозяйственные организации. Заведующий РОНО товарищ Романюк, наоборот, поддерживал нашу инициативу.
6 апреля меня, заведующего РОНО и инспектора вызвали на заседание райисполкома. Инспектор доложил о просьбе общественности и мнение РОНО о целесообразности открытия в Юрсове школы ФЗС. Опять возник вопрос о средствах на содержание школы. Я вновь заверил членов райисполкома, что все учителя в пятом классе будут работать бесплатно и что до 1 января школа может обойтись без денежной помощи РИКа. В решении райисполкома записали: «Слушали: об открытии ФЗС в Юрсовском сельсовете.
Постановили:
Открыть ФЗС в Юрсовском сельсовете санкционировать, предупредив сельсовет и местные организации, что из бюджета РИКа в 1931 году отпущены средства быть не могут.
С подлинным верно: (Завражин).
Теперь можно сказать, что Юрсовская школа ФЗС существует. Немедленно создали школьный совет, в состав которого вошли все руководители местных организаций, учителя и представители от родителей.
Вся работа по открытию ФЗС была проведена в течении 10 дней весенних каникул.
Приехавший из Моршанска заведующий начальной школой Дедов также согласился до 1 января работать в 5 классе бесплатно и принял участие в дальнейшей работе по организации занятий.
На наш запрос о том, кто будет заведовать ФЗС , РОНО предложило школьному совету по согласованию с сельским советом выдвинуть мою кандидатуру. Вскоре РОНО утвердило меня заведующим ФЗС.
Прежде всего надо было распределить между собой предметы. Васильева Анна Петровна согласилась взять преподавание русского языка и литературного чтения; Дедов Сергей Петрович – физику и математику , мне осталось взять биологию, химию(химию тогда преподавали с 5 класса) и рисование. Немецкий язык, обществоведение, пение, география, физкультура остались пока не закрепленными.
Занятия в ФЗС решили начать после окончания учебного года в начальных классах. Начало занятий в мае, а не в сентябре, теперь покажется странным, но тогда это соответствовало педагогическим установкам о летней школе и производственном обучении. В летнее время школа должна была увязать свою работу с производством лесхоза, лесозавода и с сельским хозяйством. Главное же, нам хотелось закрепить решение РИКа, а не откладывать до осени во избежание всяких случайностей, которые могли бы затормозить открытие школы.
В несколько дней приспособили два кулацких дома под интернат. Вместо коек в обеих домах поставили деревянные топчаны, которые нам передал лесозавод.
29 апреля школьный совет разобрал поданное заявление, из 70 человек подавших заявление нужно было принять 40 человек. Отбирали руководствуясь социальным положением родителей: рабочих, служащих, колхозников, единоличников, бедняков, середняков.
Каждую кандидатуру обсуждали, записывали, вычеркивали и все же приняли не 40 а 50 человек. Вот список первых принятых в 5 класс учащихся:
1.№
2.Фамилия, имя, отчество. 3.Родители(социальное положение*).
4. Место жительства.
5.Место работы родителей.
1 Абудеева
Зоя Александровна .Служащие. Пашково. Чертежница на заводе.
2 . Агафонов
Василий Яковлевич.
Военный. Морсово. Капитан вооруженных сил СССР.
3 .Аверин
Никифор Тимофеевич.
Морсово . Нет в живых.
4. Бирюков
Николай Федорович . Служащий. Юрсово. Мастер на лесозаводе
5 .Бирюков
Иван Маркович. Разнорабочий. Юрсово. Нет в живых.
6 .Бирюкова Степанида колхозница Юрсово. Колхоз
7. Бардуков
Николай Владимирович. Рабочий Софьино. Учитель, погиб в Отечественную войну
8 . Борисов
Павел Николаевич. Рабочий. Пашково .
9. Гужов
Василий Кузмич. Рабочий Ж.д. будка. Столяр-плотник
10 . Гужов
Иван Кузмич
11. Гераськов Степан. Служащий. Пашково. Заготзерно
12 . Громов
Михаил Федорович . Служащий. Раевское лесничество. Мастер
13. Брешенкова
Клавдия Ивановна. Служащая. Софьино. Зоотврач
14. Дыркин
Владимир Иванович. Служащий. Юрсово. Погиб
в Отечественную войну
15. Екатеринчев
Петр Степанович. Служащий. Юрсово .Мастер на ж.д. дороги
16. Екатеринчев Николай колхозник. Юрсово. Погиб
в Отечественную войну
17 .Земчова
Анна Захаровна .Служащая. Д.Никольс-кое .Зоотврач
18. Комаров
Алексей Михайлович Служащий. Юрсово .Майор
ж.д. службы
19. Комаров
Николай Васильевич
Служащий. Юрсово. Диспетчер южн. Ж.д. в Москве
20. Карпов
Алексей Кузьмич . Колхозник Юрсово. Тракторист
21. Копылов Михаил. Паново. Офицер, погиб в Отечественную войну
22. Копылов Илларион
23 .Козина Анна.
Служащая. Софьино .Учитель
24 . Комаров Степан Николаевич. Служащий.
Юрсово .
Полковник МВД в Москве
25. Комарова
Анна Васильевна. Служащий. Пашково. Счетовод
26. Копылов Петр . Колхозник. Пашково .Тракторист
27. Комаров
Иван Кузьмич Служащий. Юрсово. Зав.складом лесозавода
28 Купленская
Нина Сергеевна . Служащая. Раевское лесничество. Учитель
29. Лебедев
Федор Степанович . Служащий. Юрсово.Майор, начальник автовокзала
30. Мелехина Наталья. Служащий .Юрсово .Учитель
31. Макаров Семен Паново .Нет в живых
32. Новиков
Василий Иосифович. Рабочий Софьинское лесничество
33. Орлова
Анна Федоровна. Служащий. Пашково. Счетовод
34. Полякова
Нина Федоровна. Служащий. Юрсово . Зав.маг. в Риге
35. Рунов
Сергей Алексеевич. Служащий Паново. Директор
8-летней школы
36. Рыбаков Василий. Крым. Умер после фронта
37. Стюньков Александр
38 . Суржина Мария Д. Сокровки
39. Слученкова Александра. Служащий. Морсово . Учитель
40. Чирьева Мария Петровна Колхозник. С. Раево
41. Шухно Евгений Анат. Служащий. Пашково. Преподаватель физкультуры
42. Шитягина Фекла. Служащий. Никольск. Зоотврач
43. Швецов Николай Ар. Колхоз Юрсово. Механник
44. Шумина Татьяна. Колхоз. Юрсово
45. Безенков Серафим . Раево
46. Болиновский Алексей. Служащий. Юрсово . Погиб
в Отечественную войну
47. Кровяков Василий. Рабочий. Морсово
48 Тюрникова Зинаида. Крестьянка. Софьино
49. Тряпицина Анастасия. Колхозница .Юрсово .
50. Боронин Сергей. Колхозник. Сокровка
51. Медведев Тимофей. Служащий . Морсово .
52 . Лыкова Александра. Рабочий. Пашково .
Некоторые из учащихся были приняты позже взамен выбывших.
Помощь лестреста.
Ни учебников, ни каких –либо пособий для 5х классов не было,средств на их приобретение тоже. Небольшие деньги ,полученные от организаций ,были все израсходованы. Решили просить Моршанское управление лесхозов о помощи, считая, что они могут и должны её оказать, так как школа ФЗС ,находясь при лесных организациях, будет готовить кадры для лесной промышленности. Мы решили ,что с этой просьбой лучше обратиться мне лично, так как ждать мы не могли; нужны деньги на подготовку интерната и приобретение учебников и пособий.
В Моршанск приехал 2 мая , а 3мая управление, ссылаясь на отсутствие средств, в помощи нам отказало. Из Моршанска выехал в Воронеж. Остановился в Доме учителя на Проспекте Революции и в тот же день нашёл лестрест и кабинет управляющего. Просторная комната с мягкими диванами и креслами, обитыми чёрной кожей. Принял заместитель который предложил мне кресло у стола.
Я просил 3000рублей на нужды школы. Сказал , что школа будет готовить кадры для лесной промышленности и что до нового бюджетного года нам необходима помощь треста.
«Как же вы, не имея средств, открыли школу»- несколько раз повторил он. Я уверял ,что учителя будут работать без оплаты их труда, что школа уже начала занятия и что ,если ей не будет оказана помощь, она не закроется, но будет испытывать затруднения.
«Ну, хорошо, придите завтра- я поговорю с бухгалтером,»-сказал заместитель. Я вышел ,настроение было скверное. Сразу почувствовал усталость с дороги. Поговорить с бухгалтером ,думал я –это всё равно ,что отказать. Что может сказать бухгалтер? Посмотрит в смету и доложит, что там на эту цель денег нет.
Дом учителя был переполнен, и меня поместили на столе в маленькой комнате.
Всю ночь не спал, ворочался с боку на бок: не мог заснуть от невесёлых дум.
Утром снова в кабинет управляющего. Заместитель ещё раз повторил ,что нельзя было не имея бюджетных ассигнований открывать школу, и добавил: «С бухгалтером не говорил. Тысячу рублей дадим,» и стал писать резолюцию на заявлении. Я ожил . Хорошо и это. На Плехановской улице в конторе лестреста подал заявление с резолюцией главному бухгалтеру.
« Да что они дают вам как нищему- могли бы дать и побольше. Я сейчас позвоню в Союз,они ещё могут добавить»-сказал бухгалтер.
Я был удивлён. Вот так бухгалтер! А я его боялся.
В Союзе не оказалось нужного человека. Мне оформили перечисление через Земетчинский госбанк одну тысячу рублей.
Теперь надо было приобрести учебники и пособия. На этой же Плехановской улице в одном из книжных магазинов я отобрал книги ,пособия и попросил всё это выслать в адрес школы наложенным платежом.
6мая я уже был в школе а 7 мая Земетчинский госбанк известил о получении им перевода на тысячу рублей. Этими деньгами мы оплатили наложенный платёж за учебники, купили письменные принадлежности. Всё это было потом продано учащимся через ученическую кооперацию.
Помимо расходов на разные хозяйственные нужды из этих денег было выдано 50% зарплаты учителям . Доплату к зарплате учителям ещё в 50% получили в марте 1932года от Райисполкома .До 1 января 1932г. Школа обошлась без бюджетных средств.
ПЕРВЫЕ ДНИ ЗАНЯТИЙ
До намеченного дня началазанятий,11 мая, оставалось несколько дней, а с учительскими кадрами уже произошли изменения. Облоно вызвало учителя Дедова С.П. на 10 мес. на курсы по подготовке агрономов ШКМ, и он уехал в Воронеж.
Вместо Дедова РОНО назначил учительницей начальных классов Кутасникову А.Я., которая согласилась вести в 5 классе математику.
Для преподавания физики пригласили лесничего Изосимова П.И.
10мая накануне первого дня занятий собрался Школьный Совет. На повестке дня было:
«1. Значение открытия ФЗС.
2. Организация занятий и питания уч-ся, живущих в интернате.
3 Разные: распределение 18 пар обуви.»
В постановлении по первому вопросу Школьный Совет призвал все организации и предприятия оказывать школе повседневную помощь в проведении политехнического обучения и необходимую материальную помощь.
«2. Хозяйственники дают полное обеспечение при проведении вопроса политехнизации .использования для практических занятий машин, станков, инструментов в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
3. Ячейка ВКП(б), сельсовет, профессиональные организации будут следить и помогать школе ФЗС, устраняя все недостатки своевременно .
4. Наш лозунг: Учиться , учиться и учиться !
Да здравствует преломление вопроса культурной революции в жизни для осуществления построения социализма в СССР!»
На этом заседании Совета решили пригласить временно преподавателем обществоведения члена ВКП(б) завскладом Бирюкова П.А.
Избрали комиссию для заключения договоров с предприятиями по проведению политехнического обучения.
11 мая первый день занятий. Учащиеся явились все.
Несколько дней уроки шли по расписанию, но вдруг выяснилось, что обществовед Бирюков больше на уроки не явится. Он в 4 урока познакомил учащихся с работой 16-го партсъезда и понял, что вести уроки дальше ему трудно. Преподаватель физики Изосимов после 10 уроков заявил, что не может точно к урокам оставлять службу в конторе, где его задерживали дела.
Физику передали Кутасниковой, а обществоведение пришлось взять мне.
Первой темой была тема: «Коллективизация сельского хозяйства». Так и осталось нас трое учителей на всю школу.
Заведующей начальной школой (4 класса) была назначена Васильева А.П. в то время, как я был зав. ФЗС, т.- е,5го класса. « Начальство» менялось два раза в день: в первой смене один, во второй ,когда занимался 5 класс- другой.
Впрочем , так было только до 1 сентября, когда в состав ФЗС вошли и начальные классы.
СВЯЗЬ ШКОЛЫ С ПРОИЗВОДСТВОМ.
Так как наша школа была фабрично- заводской, то программой требовалось, чтобы мы «включились в производство» местного завода и лесхоза. Шёл май месяц, и, хотя лесничество закончило уже посевы в питомниках и посадки в лесу , специально для школы оно заложило отдельный питомник сосны и ели. Место для питомника нашли недалеко от школы, против того места где теперь клуб.
19 мая под руководством лесничего Изосимова учащиеся исследовали почву (есть ли вредители-гусеницы майского жука ) , окопали участок канавкой, чтобы гусеницы не могли перейти в питомник из соседнего участка, глубоко перекопали почву, обильно полили её и засеяли 500 кв. метров питомника семенами сосны и ели. Посев припорошили землёй и засыпали опилками для предохранения посева от высыхания. Участок огородили срезками. Работали несколько часов всем классом с некоторым разделением труда. Питомник был под нашим постоянным наблюдением. Всходы получились хорошие. Сняли опилки, на следующую весну лесничество около 200 тысяч корней саженцев сосны и ели высадили в лесу.
Была и другая работа школы в целях связи с производством лесхоза и оказании ему помощи. Лесхоз добывал в крупном сосновом лесу «Живицу», то есть смолу, вытекающую из свежих надрезов на сосновом дереве. Живица отправлялась на скипидарный завод. Для сбора капель смолы к дереву прикрепляли конусные в виде воронки жестяные банки. Банок этих не хватало, и лесхоз взамен их получил вагон старых консервных банок. Надо было обработать края консервных банок так, чтобы они не порезали руки рабочих и могли войти в растение планок, с помощью которых их прибывали к дереву. Для обработки банок пригласили школу. Гору банок свалили в дубках на опушке леса. Мальчики и девочки явились с молотками, клещами, и несколько дней в лесу стоял звон от полсотни молотков обрабатывающих банки. Учащимся заплатили по одной копейки за банку.
На лесозаводе.
ФЗС должна была иметь связь и с производством на лесозаводе. Договорились ежедневно посылать на завод бригады учащихся для практики и в помощи заводу. Бригада выделяла по 1-2 человека для дежурств, наблюдения и помощи рабочим к паровой машине, пилораме, обрезному станку и в Красный уголок. Дежурили мальчики и девочки. Стоявшие около машины следили за давлением пара в локомобиле, подкачивали воду в котел давали гудки, останавливали и пускали машину. Этот пост был самым интересным. Часть учащихся работала в слесарной мастерской и помогала в пилоточке. В Красном уголке они выпускали бюллетени и стенгазету. Члены бригады работали на заводе по несколько дней и менялись между собою местами.
Рабочих на заводе не доставало. Обрезной станок давал так много срезок, что они не имели возможности относить их подальше от здания и завалили ими все выходы из завода и окна вровень с крышей. Срезки были сосновые, много широких, но их тогда не перерабатывали на такую ценную продукцию, как теперь: тарную планку, дрань и пр.
Откапывать завод попросили школу. Три дня учащиеся таскали срезки в ближайший овраг. Завод с своей стороны не оставался в долгу перед школой.
Метод проектов.
С 1-го июля по 1-ое августа учащихся отпустили на каникулы. Надо было за месяц подготовить школу к новому учебному году и главное, самим хорошенько разобраться в методах политехнизации и. особенно в «Методе проектов», который считался тогда обязательным методом. Трудно было разобраться в применении его на практике. Мы должны были понять, что чему должно быть подчинено: должен ли теоретически курс предмета подчинен практике производства и изучаться в таком объеме и порядке, в каком это необходимо, для объяснения и понимания данного производства, его машин, или наоборот: предмет, напр. курс физики, должен изучаться последовательно, в системе, а машины, станки в производстве должны служить, где это нужно по курсу предмета, иллюстрацией к нему. Практика же учащихся на производстве должны иметь ту цель, чтобы более глубоко ознакомиться с производством, его машинами, станками, дать некоторые трудовые навыки и воспитать у учащихся любовь к труду вообще и к труду на данном производстве в частности. Наши убеждения были на стороне второго, а «Метод проектов», теория «отрицания школы» и «школа-цех завода» говорили другое.
Министерство просвещение на 10 августа 1931 г созывало Всероссийское совещание по производственному обучению в ФЗС.
Чтобы разрешить все недоуменные вопросы по политехническому обучению, я решил поехать на это совещание за свой счет. РОНО и райисполком дали мне командировочное удостоверение, я стал готовиться к поездке в Москву.
На сборе живицы.
Подошло 1-ое августа. Учащиеся снова явились в школу. Школьники собрались до начала чисто учебных занятий с той целью, чтобы помочь лесхозу в сборе живицы и таким образом продолжить свою связь с производством. Нам отпустили продукты питания: хлеб, пшено, картофель, масло, необходимую посуду, и 3-го августа учащиеся вместе с учителями вышли в лес, в 11-ый квартал Юрсовского лесничества, где происходила подсочка. Там на просеке, против избы лесника, стоял навес – кухня и столовая для рабочих, а рядом с избой сарай – место для ночлега. Кругом крупный сосновый лес. Недалеко огромное высохшее болото «Лебедиха». Работа началась. Учащиеся снимали с деревьев наполненные смолой банки, очищали их в ведро, снова ставили их на дерево и переходили к другому. Было жарко, сильно пахло скипидаром, донимали оводы. Смолу взвешивали и относили в подвал. Пищу готовили дежурные вместе с учительницей.
Вечерами забывалась усталость и по лесу далеко раздавались звонкие песни девочек. Мне однако, пора было отправляться на совещание 6-го августа я прямо из леса выехал в Москву.
На Всероссийском совещании.
В Москве 8 августа мне выдали мандат с правом совещательного голоса и поселили в студенческом городке вместе с другими делегатами. 10 августа вечером в Дворце труда (Б.Солянка, 12) открылось Всероссийское совещание по производственному обучению в ФЗС. С докладом о задачах совещания выступили Нарком по просвещению т. Бубнов. Я сидел в первых 5-6 рядах, но слушать докладчика было трудно. Внимание отвлекалось ослепляющим светом прожекторов, кинооператорами, фотографами. В президиуме совещания сидела Надежда Константиновна Крупская. Надежду Константиновну я встретил еще днем в тамбуре двери в Наркомпросе: я выходил и она выходила. Я сразу узнал ее и сказал: «Здравствуйте!», и посторонился, давая ей пройти.
Позади стола президиума стоял бюст В.И.Ленина. Надежда Константиновна все дни совещания участвовала в его работе и в последний день выступила с речью. Говорила она тихо, усилитель почему то не работал, и все участники совещания подошли прямо к трибуне и окружили ее. Как прожекторы не отвлекали наше внимание, как не трудно было следить за мыслью т.Бубнова, все же то, что удалось услышать поразило меня: «Мы должны беспощадно изгнать из нашей школы этот «левацкий» перегиб в области применения активных методов обучения, в том числе и метод проектов. Явно «левацкие» заскоки, которые возводят метод проектов в универсальный метод, скатываются к ликвидации школьных программ, школьных организаций, систематических занятий, открывают ворота теории отмирания школы. Вот
поистине гром среди ясного неба! Метод проектов учили нас считать как святая святых всей учебной работы, и на совещание мы приехали за тем, чтобы лучше разобраться в нем, и вдруг метод проектов – левый загиб.
Интересно, что во всех последних докладах и выступлениях о политехническом обучении и методах работы не было не было слов осуждения метода проектов, и работа совещания шла так, как будто т.Бубнов не выступал и не говорил об изгнании этого метода из школы. Случайно я зашел в комнату, где работала комиссия по выработке резолюции по докладу о методах работы, и стал слушать. Шли рассуждения о том, на каком месте в резолюции поставить метод проектов в ряду других рекомендуемых методов.
Только здесь, ссылаясь на доклад т.Бубнова, решили «не изгнать», а поставить метод проектов на последнее место.
Этот спор о значении метода проектов и выступление Н.К.Крупской в конце совещания окончательно убедил меня, что метод проектов окончательно потерял свое значение.
26-28 августа в Земетчине проходило районное учительское совещание. Речь наркома т.Бубнова в печати не появилась, о работе московского совещания печаталось очень мало, и учительское совещание шло под лозунгом применения метода проектов.
Мое выступление и высказывание о том, что я слышал о методе проектов в Москве казалось кощунственным.
Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года было для всех неожиданным радостным событием. Все стало ясным. Все стало на свое место.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 21
А знаете ли, что учитель русского языка и литературы нашей школы Инесса Дмитриевна Ожогина была дипломантом Всесоюзного конкурса чтецов, и как победитель, читала стихи в Москве на сцене Колонного зала Дома Союза?
А ещё в 50-60 годы Юрсовская средняя школа была на Всесоюзной доске почёта ВДНХ. Коллектив школы не раз награждался медалями ВДНХ разных степеней.
Вот где сейчас весь этот материал?
Наверняка, многие наши земляки знают каким страстным охотником и рыболовом был Вячеслав Дмитриевич Седов. А ещё он был кролиководом. Они первыми в Пашково стали разводить индеек или, как мы звали этих злющих птиц, индюшкамм. Раиса Алексеевна очень любила цветы! Пожалуй, она содержала лучший цветник в Пашково. Было большое разнообразие сортов георгинов, астр, гладиолусов, флоксов... Это были замечательные учителя, прекрасные люди со своими увлечениями, очень начитаные, с большим кругозором и острым, тонким юмо...ЕщёАлександр, я могу поделиться разве что воспоминаниями. Практически вырос на школьном дворе. Было много друзей в интернате. И соседи были семьи директора Байкова, Седовых, Сараниных-Сарвилиных, Холодковых, Шаевой-Бесоновой, Мизулиных, Ожогиных. По другую сторону школьного двора, на Радищева - Малыгины , Васильевы, Учакины. Дети учительские семей росли вместе, дружили. Поэтому и есть воспоминания не только о работе наших учителей, но и их повседневной жизни, хлопотах по хозяйству...
Наверняка, многие наши земляки знают каким страстным охотником и рыболовом был Вячеслав Дмитриевич Седов. А ещё он был кролиководом. Они первыми в Пашково стали разводить индеек или, как мы звали этих злющих птиц, индюшкамм. Раиса Алексеевна очень любила цветы! Пожалуй, она содержала лучший цветник в Пашково. Было большое разнообразие сортов георгинов, астр, гладиолусов, флоксов... Это были замечательные учителя, прекрасные люди со своими увлечениями, очень начитаные, с большим кругозором и острым, тонким юмором.
Сколько лет прошло! Но по-прежнему трудно говорить о них "были"..