7 июля 1770 года историческая дата в истории ВМФ России — День победы русского флота над турецкий флотом в Чесменском сражении.
Сражение состоялось 24—26 июня (5—7 июля) в Чесменской бухте и возле нее, в том районе между западной оконечностью Анатолии и островом Хиос, который был местом предыдущих многочисленных военно-морских сражений между Османской империей и Венецианской республикой, между российским и турецким флотами. Сражение было частью Второго Пелопоннесского восстания 1769 года, предшественником последующей греческой войны за независимость (1821—1829) и важным эпизодом Русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
7 июля — день победы России в сражении — является одним из дней воинской славы России.
Предыстория
После начала русско-турецкой войны в 1768 году Россия отправила несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание турок от азовской флотилии (состоявшей тогда из 6 линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две русские эскадры под командованием адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона (командовал замыкающим дивизионом из трёх кораблей), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Русский флот
Русский флот включал в себя 9 линейных кораблей, 3 фрегата, бомбардирский корабль «Гром», 17—19 вспомогательных судов и транспортов.
Турецкий флот
Турецкий флот состоял из 16 линейных кораблей, в том числе 84-пушечного «Бурдж-у-Зафер» и 60-пушечного «Родоса», 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых судов. Корабли стояли на якоре в Хиосском проливе на расстоянии 0,5 мили от берега, построенными в две дугообразные линии из 10 и 6 линейных кораблей соответственно. Существуют различные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет. Фрегаты, шебеки и другие малые суда находились позади. Флотом командовал капудан-паша Хасан-бей.
Бой
24 июня (5 июля), начался бой в Хиосском проливе.
После согласования плана действий русский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30 -11:45, с дистанции 3 кабельтова (560 м), российские корабли не отвечали, пока не приблизились к противнику для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил своё место, был повреждён и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.
Выход «Европы» из строя привёл к тому, что передовым кораблём российской эскадры стал «Св. Евстафий». На этот корабль был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей (в том числе флагмана османского флота «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши). «Св. Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры, до того, как заметил на нём пожар. После того как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафия», тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и турецкий флагман «Бурдж-у-Зафер». Адмирал Спиридов и граф Фёдор Орлов (брат командующего) покинули «Св. Евстафий» ещё до взрыва. Также в воде спасся после взрыва капитан «Св. Евстафия» Круз (англ. Kruse). Очень большая часть команды корабля погибла. Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».
К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.
25—26 июня (6—7 июля), бой в Чесменской бухте
В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.
В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.
В 17:00 бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 - Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.
"Европа", "Ростислав" и подошедший "Не тронь меня" образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, "Саратов" стоял в резерве, а "Гром" и фрегат "Африка" атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня "Грома" и "Не тронь меня" один из турецких линейных кораблей взорвался вследствие перехода пламени с горящих парусов на корпус. Огонь быстро распространился на другие корабли в бухте.
После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять, один под командованием Томаса Маккензи сцепился с уже горевшим кораблём, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.
Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный "Родос". С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.
С рассветом русский флот спустил шлюпки и произвёл сбор выживших турецких моряков, которые были высажены на берег и отпущены.
Последствия сражения
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
По распоряжению императрицы Екатерины II для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Петергофском Большом дворце (1778—1779). Были воздвигнуты 2 памятника этому событию — Чесменский обелиск в Гатчине (середина 1770-х годов) и Чесменская колонна в Царском Селе (1774—1778), а также построены путевой Чесменский дворец (1774—1777) и рядом с ним Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, 1777—1780), ныне находящиеся в городской черте Санкт-Петербурга. В Большом Гатчинском дворце в 1790-е годы была оформлена парадная Чесменская галерея.
Памятная дата
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «Указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице».
Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.
Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота. По указу Николая II, Чесмой был назван населённый пункт, ныне село в Челябинской области, Россия.
Есть мыс Чесма в Анадырском заливе, назван в 1876 году экспедицией на клипере «Всадник».
Одна из белых полос на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ России символизирует победу в Чесменском сражении (две другие — в Гангутском и Синопском).
День воинской славы России
В июле 2012 года Президент России Владимир Путин подписал поправки в Закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев