ОНА СПОСОБНА СПЕТЬ ХОТЬ ТЕЛЕФОННУЮ КНИГУ!
Музыкальный журналист Вадим Пономарёв о Варваре:
Варвара уже не первый год существует в нашем шоу-бизнесе в автономном режиме. Поёт то, что хочется. И дружит с теми, с кем хочется.
Только дружить, в последнее-то время — пожалуй, и не с кем. Многие артисты сегодня всё более уходят в шансон. Наверное потому, что это настолько востребовано провинциальной публикой, и отказаться нельзя. Между тем, многие высокопрофессиональные музыканты ушли в андеграунд: Базуров, Саинхо и т. д. Словом, считанные единицы из так называемой «старой гвардии» артистов не сбились с курса, и продолжают делать хорошую музыку. К ним относится и этно-певица Варвара. Потому что сама Варвара не с пустого места появилась. За плечами рослой зеленоглазой красавицы сразу и Гнесинка, и ГИТИС, и работа в казино на Ближнем Востоке, и работа в коллективе Льва Лещенко. Словом, профессионал, каких немного. Но самое главное — у неё есть вкус, позволяющий не погружаться с головой в разлюли-малины, как у многих её коллег по народной сцене.
Варвара работает в жанре, который в России сама собой и олицетворяет: этно-поп. Это качественная эстрада с внятными аранжировками и вплетёнными этническими мотивами. В Турции, Латинской Америке, Франции, Индии и ещё доброй сотне стран такая эстрада с национальным колоритом — мейнстрим. У нас же отважилась только Варвара.
Недюжинные финансовые возможности позволяют ей записываться в лучших музыкальных студиях. Работа той же студии «Братья Гримм» (на которой записана добрая половина пластинок Варвары) настолько хороша, что соотносится с лучшими образцами российской поп-музыки. А ещё она певица, не боящаяся делать эксперименты. Такие как, например, был её концерт под названием «Истоки» в Малом театре. Кто, если не Варвара, умеет сделать так, чтобы шоу из песен на разных языках и участием профессиональных музыкальных коллективов (тех же ансамбля «Чукотка» и оркестра волынщиков Москвы), а также её вышколенного балета, получилось отменного качества. Двадцать четыре, кажется, песен — перемежаемых танцами и выступлениями гостей. Всё сбалансировано, вокал не яркий, но профессиональный, и масса смен декораций и костюмов. Тьма песен на разных языках, от иврита до арабского (и даже мою любимую Далиду спела). Получился отличный концерт, который стоит слушать.
Языки даются Варваре не без труда, но природная певучесть помогает сделать их запоминающимися и элегантными. Причём, в трактовке Варвары песня на армянском может обрести совершенно иное звучание: из столь надрывной стать лирически-элегичной, за что сцену почти до краёв усеивают роскошные букеты из алых роз. А как бойко и с умопомрачительной скоростью Варвара может оттарабанить песню-скороговорку на шотландском языке! Русские же народные песни она то превращает в гитарную балладу, то исполняет томно, в волшебно-предвкушающих интонациях, будто вещая сказительница, то подаёт с озорством, едва ли не с пелагеевскими интонациями (и особенно мимикой).
Дело в том, что народные песни Варвара поёт довольно своеобразно — трёхголосием с прекрасно поющими музыкантами — братьями-близнецами. Причём основную мелодическую линию, как правило, выпевают именно атлетично сложенные бэк-вокалисты, а сама Варвара склонна к эффектным опеваниям и выстраиванием выразительных интервалов к мелодии в верхнем регистре. Добавим к этому плотный вокал Варвары на низах — широкий, нарочито грубоватый — можно себе представить, какая музыкальная картинка сплетается на глазах удивлённой публики!
Парадокс в том, что начав свой путь на эстраду с поп-хитов и продолжив свежо звучащими этно-композициями, своим нынешним музыкальным курсом Варвара сделала словно шаг назад, в формальные эстрадные переложения народных песен. Безусловно, Варвара весьма профессионально звучит в любых эмпиреях. Но певиц, с готовностью поющих песни любых народов в предсказуемо-унылых аранжировках, у нас и так немало. А в Белоруссии на эстраде сплошь именно такие. И это профессионально, но скучно. Хочется, чтобы кто-нибудь из маститых музыкантов заново изобрёл мелодичность. В истории музыки это часто бывает — «Могучая кучка» активно использовала в симфониях и операх русские народные песни, Мирей Матье 70-х годов не было бы без Эдит Пиаф 40-х. От Варвары хочется или свежих аранжировочных прочтений в духе Офры Хазы или балканской эстрады, или же вокальных приёмов, вскрывших бы новые оттенки в известных национальных мелодиях. Но ничего такого пока не получилось. Сегодня Варвара всё более занимается созданием песен с эстрадными аранжировками в классическом «советском» стиле. И та, прежняя Варвара со своими бойкими хитами из нулевых, выглядит относительно инородно. Словно в помпезно-казённом концерте на День милиции вдруг выступила бы Бьорк. Надо сказать, Варвара даже в этой казённой «любви к национальным мелодиям» выглядит профи, но очень хочется верить, что этно-поп она не бросит ради унылой эстрады.
Но в целом Варвара в своей музыке демонстрирует хороший вкус, смелый взгляд на обработки заученных наизусть народных песен, и консервативный подход к вокальной подаче. Это отличный баланс, строгий и приличный. Прекрасно, что Варвара никогда не боится доказывать, что обладает статусом высокопрофессиональной певицы, способной спеть хоть телефонную книгу. И с радостью обращающейся к самым неожиданным мелосам, дарящей радость искушённым слушателям.
Нет комментариев