Обувной кризис: почему отрасль рушится как карточный домик
Теплая погода вмешалась в планы продавцов и производителей обуви: магазины несут убытки из-за низкого спроса на фоне бесснежной зимы. В отрасли признаются, что зимние коллекции распроданы лишь на 20%, а планы на весну приходится серьезно пересматривать.
Похолодание в отрасли ощутили еще до наступления зимы: минувший год стал урожайным на закрытие обувных фабрик. Теперь другая напасть — даже то, что произведено, не продается, во всяком случае, в классических офлайн-магазинах, с привычными полками и зеркалами.
Зимние ботинки и сапоги даже со скидками в полцены не находят своего покупателя. Изменилась стратегия потребителя: он стал более бережлив, а конкуренцию ритейлерам составляют маркетплейсы, ведь они работают с более дешевым импортом,
отметил генеральный директор Национального обувного союза Ян Беляев: «Просто денег нет, люди стали экономить, и до 70% просадка совершенно очевидная. Вообще это связано с ситуацией в обувной индустрии: более 60 крупнейших фабрик, которые производили обувь, обанкротились или закрылись. У нас есть офлайн — торговые центры, ритейл, и у нас есть маркетплейсы. В принципе произвести обувь может много кто и много где. Самое главное — продать».
Житель средней полосы России оказался в ситуации, описанной на страницах учебников экономики. «Король рынка» выбирает между скидками в 50%, а то и 80%. В это время продавцы подсчитывают убытки и думают, как освободить помещения для новых партий. А пока вслед за небольшими фабриками сворачиваются цеха по изготовлению заготовок, колодок и стелек.
В 2023-м продажи российских обувных производств выросли на 10%, а теперь профильные издания пишут, что «отрасль рушится как карточный домик».
Маркеры не самого успешного сезона были видны уже поздней осенью, для этого прогнозы синоптиков не нужны вовсе, считает эксперт рынка ритейла и партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская: «Ритейлеры закладывали реально отрицательную динамику. За счет экспансии можно расти, просто торговые точки открываешь в тех местах, где ты еще не представлен, если мы говорим про офлайн. Но глобально все равно все в убытке. Еще и погода не способствует. Мы сидим на стоках, которые уже приехали, и вынуждены сливать предыдущие коллекции, которые не продались. Сейчас будет приходить уже следующая коллекция, а ты еще с этой не закончил. Будет банально некуда складывать зимнюю коллекцию на приход весенне-осенней».
В отличие от офлайн-торговли, интернет-селлеры чувствуют себя хорошо независимо от температуры на улице и календарной даты. Но и такие площадки активно распродают залежавшийся товар, объясняет эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов:
«Из трех новых клиентов, которые пришли на маркетплейсы за покупкой обуви, двое раньше покупали ее в офлайн-магазинах.
Конечно, никто не будет допускать залежей на складах до следующего сезона, поэтому продавцы массово устраивают распродажи, обычно уже начиная с конца февраля-начала марта».
Нет комментариев