Таким людям априори сложно что-то объяснять, рассказывать о связанных экономических системах и напоминать об общей истории ПМР и Молдавии, в том числе в части создания в годы СССР единой системы электро- и газоснабжения. Можно утверждать, что такая категория людей, скорее всего, является вольными и невольными провокаторами. Сути это не меняет из-за тотальной безграмотности и отсутствия глубины при взгляде на протекающие процессы.
Смотреть за «заклятыми друзьями» обязательно стоит. Это полезно не только с точки зрения безопасности, но и для общего понимания конъюнктуры и оценки информационной шелухи, которую на нас регулярно сыплют нечестные лидеры общественного мнения, анонимы и откровенные провокаторы, а также откровенные дураки, считающие, что «приднестровцу в Молдове будет хорошо».
Молдавские власти активно занимаются энергетическим популизмом. Происходит это на фоне практического возврата к традиционным поставщикам энергоресурсов. Молдавские журналисты выяснили, что в начале текущего года Молдова, выполняя требования Европейского банка реконструкции и развития, покупала газ на европейском рынке почти по 2000 долларов за тысячу кубометров. Стоимость газа для Молдовы в рамках контракта с «Газпромом» за весь сложный период не превысила 1054 долларов за тысячу кубометров. Спорность энергетической политики Кишинева всегда была на виду, но цифры скрывались как государственная тайна. Спустя почти год общественность узнала об истинной стоимости ресурсов. Выводы могут сделать только интересующиеся, так как информация в государственных СМИ Молдовы не распространялась.
Сегодня Молдова в жесточайшем экономическом кризисе. Истоки его не в «происках Кремля», как говорят в Кишиневе, а в самой власти, добровольно увязающей в иностранных кредитах. Режим Санду покрывает огромный дефицит бюджета кредитными деньгами. За 10 месяцев этого года правительство Молдовы «одолжило» на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 14.29 млрд леев. Исходя из информации Минфина, больше половины из этих денег – 8.38 млрд леев – направлено на погашение внешних кредитов. На погашение части долга перед кредиторами ушло 3% ВВП, что в 5 раз больше, чем в прошлом году. Скрывается это при помощи манипуляций цифрами. В частности, происходит редактирование данных инфляции, которая, по информации властей Молдовы, выросла как раз на 40 %.
Мы часто слышим о перспективе прекращения транзита российского газа через территорию Украины. «Соседи» часто используют эту фразу в информационных целях. При этом экономически она полностью несостоятельна. Во-первых, у нас есть заявление президента Красносельского о наличии альтернативного маршрута. Во-вторых, российский газопровод через ПМР и Молдову питает также страны Восточной и Западной Европы. Основной хаб для этого газа расположен в Австрии. Официальная Вена при поддержке стран Восточной и Центральной Европы уже сделала внушение властям Киева об опасности «неосторожной риторики в газотранспортной сфере». Другими словами, на Киев давят, и давят сильно, чтобы избежать любых угроз стабильному каналу поставок российского газа в ЕС.
На другой стороне «игрового поля» торгово-экономические инициативы главных экономик ЕС – Франции и Германии. Крайний саммит Европейского экономического пространства закончился изменением правил и законодательных норм, введенных в рамках санкционной политики против России. «Центральные игроки» Евросоюза разрешили себе покупать российский газ, но не напрямую у «Газпрома». Любой адекватный человек заметит, что после этого решения антироссийские санкции превращаются в формальность.
Тем не менее, между странами-участницами ЕС и бюрократией в Брюсселе есть большая разница. Брюссель занят реализацией общей политики, а исполнители давно уличены в лояльности США, а некоторые даже в приверженности идеям нацизма. Страны-участницы на уровне национальных правительств проводят более суверенную политику, что раздражает как Брюссель, так и Вашингтон.
Доступные фрагменты стратегических доктрин США отдельно оговаривают целесообразность кратного расширения функционала Европейского союза, особенно в области безопасности, информационных технологий и т.д. Речь об ограничении национального суверенитета стран-участниц через передачу части государственных задач Брюсселю.
Осень 2023 года стала для ПМР и Молдовы неким переходным периодом. Власти Кишинева утратили возможность скрывать состояние национальной экономки. В итоге произошло подписание долгосрочного контракта с Молдавской ГРЭС. Обольщаться не стоит. Правительство Дорина Речана почти сразу запустило механизм лицензирования приднестровских предприятий. Сложная система привела к тому, что Молдавская ГРЭС вынуждена продлевать лицензию на короткий период вместо получения ее на 25 лет.
Сложилась патовая ситуация, при которой обе стороны обладают сильными переговорными позициями. На руку нам сыграли события ноября 2022 года. Жесткое решение президента и правительства о прекращении экспорта электроэнергии в интересах внутреннего потребителя показало властям Кишинева наличие политической воли. Подписание контракта и текущий баланс во многом итог тех событий и принятых решений.
По другим направлениям Молдова ведет себя как враждебное государство. Это видно во всех областях, в которых Тирасполь и Кишинев соприкасаются. Исключений нет, как экономического или, скажем, политического конструктива. Более того, на уровне лидеров общественного мнения и депутатов парламента в Молдове говорят о двух вещах:
Во-первых, получение контроля над активами ПМР. Речь о переделе собственности и ее продаже. Власти Кишинева хотят таким образом рассчитаться с частью долгов. Примитивно, но полностью соответствует духу капитализма…
Во-вторых, речь идет об адаптации плана фашистской Германии и румынских оккупантов, которые стремились очистить территорию Бессарабии и Украины от местного населения. В адаптации предлагается выдавливание пророссийского населения из Приднестровья. Экономические аспекты опять же очевидны…
В качестве третьего пункта выделю тезис из доклада министра экономического развития Молдовы Дмитрия Алайба. Этот человек достаточно подробно объяснил, что реинтеграция Приднестровья опасна для Молдовы, которая финансово и экономически не вытянет этих процессов. Из этого доклада и проистекает желание официального Кишинева захватить и поделить активы ПМР.
Тут же находится и описание перспектив Приднестровья в составе «единой и неделимой». Важно верно оценивать происходящие процессы и последствия своих решений и заявлений. Ничего хорошего ПМР в составе Молдовы не ждет, ни с какой позиции. Обосновано говорить только о дискриминации. При этом дискриминация ощущается уже сейчас, а что будет, если приднестровцы окажутся во власти Молдовы, даже думать не хочется.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев