1 группа
Тема: Художественное оформление сцены
СЦЕНОГРАФИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Сценическое декорационное искусство – особая область художественной деятельности, в равной мере относящаяся к изобразительному искусству и к искусству представления, лицедейства.
Декорационное искусство часто именуется сценографией.
Сценографическое искусство родственно многим другим видам художественной деятельности и соприкасается:
· - с одной стороны, со всеми видами пластических и изобразительных искусств, с архитектурой, инженерией, техникой и механикой
· - с другой, зрелищных искусств.
Художественное оформление (декорации) - сложный комплекс изобразительных, выразительных и технических средств преображения пространства в контексте художественного действа.
Элементами художественного оформления являются: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит
Декорации служат материальному воплощению среды обитания героев, созданной драматургом.
Внешний образ зрелища Образное решение сценического художника сродни удачным иллюстрациям к литературным произведениям: романам, повестям, поэмам, сказкам и стихам. Каждый художник по-своему рисует мир, населенный литературными героями, и облик самих персонажей.
Специфика образной интерпретации текста декорационными средствами заключается в том, что сценическая композиция обновляется каждую единицу времени. Вместе с событиями на сцене меняется декорационный фон. Зачастую перемены в декорациях являются предвестием нового эпизода, происшествия, явления или их завершением.
Трансформация осуществляется различными способами: перемещением декораций, их разворотом, сменой цветного освещения и т. д.
События драмы и декорации. Каждый постановочный проект состоит из разрозненных эпизодов, порою внешне никак не связанных между собой, но при этом должен быть подчинен законам композиции.
Образное сценическое оформление представляет собой зримую оболочку, объединяющую разнообразные по времени и месту действия события в единое целое. Оформительские приемы организуют понятность и логику следования событий. Декорационные перемены, изобразительный ландшафт сцены акцентируют внимание на самых важных, ключевых фазах и моментах сюжета. Стремительность либо замедленность действий также подчеркиваются изобразительным решением
Образы героев, характеры персонажей действа должны быть проявлены в чрезмерно короткий срок сценической жизни. Художник-сценограф, художник по костюмам рассматривают артиста как основного носителя идеи театрализованного действа. Они прикладывают все усилия к тому, чтобы каждая деталь материального окружения была точной, дополняющей сценическое действие и характеризующей отдельного человека и весь сценический ансамбль в целом.
Использование условности и быта в художественном оформлении диктуется целью вовлечения зрителя в мир образных ассоциаций. С помощью знаков, символов и аллегорий художник расширяет значение каждой детали сценографии, действия, доводит их обобщение до вселенских масштабов.
Посредством реалистичных, безусловных приемов оформления художник создает атмосферу документальности, реалистичности, конкретности и исторической достоверности происходящего. Разумеется, «безусловное» и «условное» в сценическом пространстве не понимается буквально. Поскольку любой художественный образ создается с определенной долей приблизительности, с оговоркой «почти как»… Все, что попадает на сцену, приобретает значительность, становится символом.
Сценографию порой называют изобразительной режиссурой действа.
Сценографический образ — самое сложное явление в декоративном искусстве. Синтетичность — одна из главных его особенностей.
Сценография имеет свой особенный набор выразительных средств:
· цвет (как визуально воспринимаемое искусство) с его огромными художественными возможностями. У него очень широкий спектр психологического воздействия на зрителя. Это и корректировка видимого пространства, и богатейшие возможности работы с эмоциями зрителя, и обилие цветовой символики, и даже управление психофизическим состоянием зрителя. Когда мы говорим о цвете в сценографии, мы имеем в виду не только колорит различных окрашенных поверхностей на сцене, но и цвет освещения, упорядоченный подбор цвета тканей, предметов, костюмов, грима и т. п.
· свет - во многом создает нужный психологический «климат» в спектакле, освещает место действия, изображает эффекты погоды, корректирует внешность актера и многое другое.
· перспектива- позволяет моделировать сценическое пространство: расширять его, углублять, дробить, искажать и пр. Сегодня науке известно несколько видов перспективы, и у каждого из них свои выразительные возможности. Сценография их использует для обогащения силы воздействия на зрителя.
· пропорция - специфика художественной работы заключается в сопоставлении самоощущения зрителем себя в пространстве и видимой им картины. Размеры предметов на сцене могут быть комфортны для восприятия, а могут и вызывать разного рода дискомфорт: подавлять зрителя, сжимать, сужать пространство сцены и т. п.
· ритм - визуальное пространство должно быть ритмически выстроенным. У него много выразительных возможностей. Чередование тех или иных линий, цвета, светотени, различных движений. Скорость этих чередований, количество перечисляемых элементов создают те или иные художественные эффекты.
· фактура материалов оформления сцены – имеет большое значение для создания сценографического образа. У бархата одна выразительность, у шелка — другая. Старое дерево на сцене создает особое настроение зрителя, а металл— во многом противоположное. Выбор фактур в сценографии практически не ограничен. Исключение составляют только пожароопасные вещества.
· динамика - обогащает театрализованное действие, если движение осуществляют декорации, производит очень сильное впечатление на зрителя;
· движение актеров на сцене, их пластика - характер пластики актеров должен соотноситься с линиями декора сцены и представлять единое целое.
· мизансцена — такая же часть оформления, как и остальные его составляющие, поэтому ее выразительность по стилю должна органично вписываться в окружающее сценографическое пространство.
· вес - манипулирование равновесием или неравновесием сцены позволяет усиливать или ослаблять драматизм действия.
· сценический костюм и грим являются составной частью общего сценографического образа, с которым они существуют в едином стиле и который они обогащают.
Как видите, сценографический образ обладает почти неограниченными возможностями, и художественный результат постановки спектакля очень во многом зависит от качественности этого образа.
Постановка может рассчитывать на успех, если совпадают идея драматурга, концепция режиссера, язык общения, зрительские ожидания, а также образное решение сценографа.
Условия успеха постановочного проекта в единстве мировоззрений режиссера и художника!
Режиссер – главный сочинитель и организатор художественного действа. Он заключает творческий союз со всеми силами, задействованными в постановочном проекте: артистами и реальными героями, композитором и звукорежиссером, сценографом и заведующим постановочной частью.
Художник-сценограф – художник, создающий образное пространственное решение театрализованного представления. Происхождение названия профессии связано с термином сценография, обозначающим и декорационное искусство, и науку, изучающую пространственное решение сценического проекта. Сценографом часто называют художника-
постановщика, а также художника – технолога сцены. Его труд, выраженный в пространстве, времени, свете, движении, существует только в момент представления.
Вся работа над декоративным решением подчинена сценическому действию. Поэтому авторская концепция художника может ожить только в том случае, если является созвучной концепциям других авторов зрелища: драматурга, артиста, режиссера.
Все этапы работы над декорационным оформлением художественного действа можно условно поделить на следующие:
· заключение творческого союза с художником;
· обсуждение режиссером с художником идеи сценария и идеи постановки;
· нахождение оформления художественного действа через эскизы, наброски и рабочие макеты;
· работа над костюмом и гримом;
· работа режиссера с художником в постановочных цехах;
· формирование архивных материалов постановки.
Заключение творческого союза с художником.
Режиссер должен осознанно выбирать художника-декоратора, который по своим творческим приемам, по своей художественной природе действительно близок к постановочному проекту.
Обсуждение режиссером с художником идеи сценария и идеи постановки.
Художнику необходимо приступать к поискам той или иной формы художественного действа, исходя из существа текста, после бесед и встреч с режиссером. Эти поиски художника-декоратора выльются в ряд набросков, эскизов, рабочие макеты.
В период первых встреч режиссера и художника важно договориться не об образе, который, может быть, уже возник в процессе чтения сценария или размышления о нем, а о смысле произведения, предположенного к постановке.
Нахождение образа художественного действа через эскизы, наброски и рабочие макеты.
В этот же период времени художнику должно быть ясно, что хочет подчеркнуть и выделить режиссер, на что он преимущественно обращает внимание: хочет ли загруженности сцены предметами или будет строить действо на двух-трех предметах и четко расположенных около них действующих лицах.
Стиль произведения, стиль языка автора и поведения персонажей будет характеризован стилем внешнего оформления, и через это внешнее оформление будет показан внешний и внутренний рисунок действа.
Очень часто параллельно с работой художника над макетом или над красочным эскизом – над рабочим макетом самостоятельно работает и режиссер.
Он устанавливает планировочные места, ищет игровые точки, нужные для предполагаемого им действия и выгодные с точки зрения внутренних состояний, которые испытывают исполнители в действии.
Когда вся подготовительная работа художника по нахождению окончательного макета, эскиза закончена, наступает последний этап перед тем, как этот макет, эскиз сдать в мастерские.
Работа над костюмом и гримом.
Режиссеру необходимо познакомить художника с трактовкой отдельных ролей-образов: как режиссер представляет себе каждый образ в отдельности, чего он предполагает добиваться от каждого из исполнителей. Но и художник, со своей стороны, должен знать тех исполнителей, с которыми ведется работа, знать их внешность, фигуру, лицо, темперамент,
привычку держаться, бывать на репетициях, беседах и т. п.
художник, делающий эскизы костюмов и гримов, должен посмотреть на исполнителей в репетиции, на создаваемый образ и целый ряд основных черт.
Работа режиссера с художником в постановочных цехах.
Когда все эскизы сданы и есть полная уверенность, что найдены все необходимые материалы, начинается работа по выполнению этих эскизов в цехах. Но в том и в другом случае режиссер должен следить за тем, как все выполняется и насколько верно и быстро идет работа в цехах.
Режиссер вместе с художником-сценографом должен контролировать практическое выполнение всего намеченного в эскизах.
Замечания и указания режиссера и художника-декоратора на монтировочных и генеральных репетициях.
На монтировочной репетиции режиссер и художник просматривают декорации, костюмы и гримы.
Помощники записывают их замечания для того, чтобы передать в декорационный, костюмерный и гримерный цехи.
Особое место в период монтировочных репетиций занимают репетиции, на которых устанавливается освещение.
Формирование архивных материалов постановки.
В процессе «обкатки» художественного проекта неизбежны уточнения, поправки. Действо, как живой организм, – проходит этап становления, зрелости, устаревания. Все это, так или иначе, сказывается на долголетии постановки. https://yandex.ru/video/preview/4104602227039944744
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев