Он уже был человеком-легендой, причем скорее легендой, чем человеком. Легендой, которая с годами приобретала черты трагедии - мечты сбывшейся, но так и не утоленной.
В сердцах женщин всей планеты хранится его образ из фильма Висконти «Рокко и его братья» - ослепительной красоты молодого боксера, переживающего нелегкие времена и нелегкую судьбу. Или, еще ярче, образ авантюриста Рипли из фильма Клемана «Под ярким солнцем» по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» - роль, которая вынесла актера-самоучку на вершины славы. Никто не хотел замечать следы беспощадного возраста на лице былого красавца. Фото Делона, прижимающего к груди кота, разлеталось по интернету – легенда о первом актере Франции умножалась легендой о его добром сердце.
Мир будоражила еще и легенда о его желании добровольно уйти из жизни. О финале актерской карьеры он объявил уже очень давно, хотя иногда уступал уговорам, снимался в сериалах и даже в комедии об Астериксе, где с иронией прошелся по вехам собственной фильмографии.
Он начинал практически одновременно с Жан-Полем Бельмондо, его другом и конкурентом. Но его внешность, как и предрекали первые отвергшие его продюсеры, работала против него: режиссеры считали, что для серьезных фильмов он «слишком красив». В результате крупных, оставшихся в истории картин у него не так много: те же фильмы Клемана и Висконти (добавим к «Рокко» «Леопард»), драму Антониони «Затмение», где он играл в дуэте с Моникой Витти. Было много фильмов помельче – типа «Бассейна» Жака Дере или «Сицилийского клана» Анри Вернея. Ситуация парадоксальная: культовый актер для нескольких поколений, а на вопрос: «Где он сыграл?» в памяти встанут три-четыре названия – и обрыв. В то время, как его друг-соперник Бельмондо всем запомнился по огромной серии разноплановых ролей.
Ален Делон был большой звездой – несомненно. Был ли он большим актером? Актерского образования у него нет. Прежде чем появиться перед камерой, он служил в морской пехоте десантником, был матросом, официантом, готовился стать, как родители, колбасником. Разглядывая себя в зеркале, понимал, что мог бы светиться на киноэкранах и даже поехал на Каннский фестиваль в надежде, что его заметят. Заметили. Американцы только что потеряли кумира молодых, резкого актера Джеймса Дина и искали ему замену. Сняли пробы – вроде годится. Думали предложить контракт, но тут по наводке друга Делона начинающего актера Жан-Клода Бриали на него обратил внимание известный французский режиссер Ив Аллегре и снял новобранца в фильме «Когда вмешивается женщина». Именно там его партнерша по картине заметила, что, кроме красоты, будущий актер обладает неукротимой животной силой, которая от него исходит.
Эта энергетика молодости, амбициозность и рекордно развитая интуиция ввели Делона в профессию, которой он учился прямо на съемочных площадках, экспериментируя с собой и разведывая в себе все новые, еще неоткрытые пласты дарований.
Конечно, главным везением долгой жизни было то, что его приметили и вывели в большие звезды такие мастера, как Клеман, Висконти и Антониони. В роли Рипли у Клемана молодой актер получил характеристику, которая его сопровождала всю жизнь и во многом определила тип его фильмографии: идеал на роли падшего ангела. И действительно, контраст между идеальной красотой и тайными, часто преступными вожделениями, сам процесс разрушения красоты, развенчания идеала - один из самых эффектных и эффективных приемов коммерческого кино. Это свойство актерской индивидуальности Делона более чем пригодилось и в его лучшей роли итальянского князя Мышкина – бедняги Рокко из шедевра Висконти. Преисполненный лучших чувств, готовый к самопожертвованию, со своим обликом херувима и повадками застенчивого юнца, он станет предвестием беды и гибели. То, что казалось абсолютным добром, обнажило черную сторону жизни, обратило человеческую драму в трагедию.
В «Затмении» Микеланджело Антониони развивает свою фирменную тему отчуждения и некоммуникабельности – недуга, поразившего современное человечество. И здесь тоже в высшей степени эффектно сработали актерские качества Делона – его свойство порождать надежды безумные, но несбыточные.
В 1979 году Делон снялся в советско-французском политическом триллере фильме «Тегеран-43» Александра Алова и Владимира Наумова. Он играл небольшую роль французского инспектора полиции Фоша и нужен был здесь главным образом для международного престижа картины: в ней участвовали еще две мировые звезды Курд Юргенс и Клод Жад.
Безусловно, к его крупным работам можно отнести роль в фильме немецкого классика Фолькера Шлендорфа «Любовь Свана» по Марселю Прусту, - здесь он сыграл аристократа-гея, чем едва ли не впервые стал последовательно разрушать свой уже сложившийся «идеальный» образ. И окончательно покусился на него, сыграв алкоголика, неспособного утолить жажду влюбившейся в него героини, в драме Бертрана Блие «Наша история». Наконец, в комедии Аньес Варда «Сто и одна ночь Симона Синема», снятого в столетию кинематографа, в числе многих звезд мирового кино Делон предстал самим собой, появившись в камео.
В его фильмографии около 90 картин, не считая сериалов. Из заметных можно назвать еще такие, как «Дьявол и десять заповедей», «Черный тюльпан», «Мелодия из подвала», «Горит ли Париж?», «Искатели приключений», его режиссерскую работу «За шкуру полицейского». Самые заметные роли сыграны в молодости. Получив несколько национальных наград и почетный приз Каннского фестиваля за вклад в киноискусство, он ни разу не номинировался на главные премии планеты – в частности, на «Оскар».
Ален Делон будет вспоминаться как недосягаемо прекрасная сказка французских экранов, так и не раскрывшая своих тайн и не имевшая счастливого финала.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9