В этот день - 12 июля📜
Волгоград - город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области. Город-герой, место битвы за Сталинград. 12 июля 2009 года город отмечает 420-летия со дня своего основания.
Волгоград располагается в междуречье Волги и Дона, которое с древнейших времен являлось перекрестком водных и сухопутных торговых путей. Здесь находились наиболее удобные перевозы и волоки между реками.
Частые нападения кочевников на торговые суда, поход турок и крымцев через Переволоку на Астрахань в 1569 году в надежде изгнать русских из Нижнего Поволжья вынудили Ивана Грозного и бояр заняться преобразованием станичной и сторожевой службы на юге страны. В кратчайшие сроки были построены крепости (остроги) Царевококшайск, Санчурин, Самара, Царицын, Саратов, Терки, Царев-Борисов.
Датой же основания самого города принято считать 12 июля 1589 года. Именно этим числом датирована грамота царя Федора Иоанновича воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, которому было поручено строить новый город.
Воевода Засекин избрал для города "Царицын остров" против устья реки Царицы, название которой связано вероятнее всего с тюркским "Сары-су" ("желтая, мутная вода"). По одной из версий название города возникло от имени реки Царицы, по другой, от тюркского слова "Сары-чин" ("желтый остров"). Сам город закономерно получил название Царицын.
Царицыну отводилась роль сторожевой крепости для защиты русской земли и великого волжского пути от набегов кочевников на юго-восточных границах русского государства.
В 1606 году при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Федора Иоанновича. Отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение.
Несколько лет спустя Царицын был почти полностью уничтожен пожаром. В 1615 году город был отстроен заново, но уже на правом берегу Волги. В те годы под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран.
В 1691 году в Царицыне была учреждена таможня, здесь шла оживленная торговля солью и рыбой.
В 1723 году город посетил Петр I.
В 1727 году Царицын был снова уничтожен пожаром. В 1731 году его заново отстроили и укрепили. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осажден Емельяном Пугачевым, но без успеха.
В 1708 году Царицын был приписан к Казанской губернии; в 1719 году – к Астраханской; в 1773 году – к Саратовскому наместничеству.
В 1780 году Царицын стал уездным городом Саратовского наместничества, а затем и губернии.
В начале XIX века в городе стали появляться первые промышленные предприятия. Были построены три кирпичных, два свечных, один горчичный и пивной заводы. Через Царицын пролегли пять почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царевская.
В 1862 году вступила в строй Волго-Донская железная дорога. Поезда двигались по маршруту "Царицын - Калач-на-Дону". С 1879 года появилось также направление "Царицын – Грязи – Москва"; с 1897 года – "Царицын – Тихорецк", с 1900 года – "Царицын – Донбасс".
В конце XIX века в городе заработали несколько представительств крупных пароходных компаний.
В 1880 году вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы "Нобель", были построены крупнейшие в России нефтехранилища.
В начале XX века в городе действовали свыше 230 фабрик и заводов (пятнадцать лесопильных, две мукомольных, четыре чугунолитейных и механических, пять горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.
В 1913 году в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты десять православных церквей и одна лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, две общественные библиотеки, пять типографий, две больницы, две амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция.
Каждое лето в городе проводились три крупных ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.
Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах в Царицыне происходили ожесточенные бои.
Гражданская война нанесла большой урон городу: были разрушены жилые и культурно-бытовые здания, выведены из строя городская электростанция, водопровод и канализация, почти полностью разрушены многие промышленные предприятия. Восстановление Царицына началось с металлургического, лесопильного и деревообрабатывающего заводов. Постепенно возрождались предприятия пищевой, мукомольной, кондитерской промышленности, строились новые.
В 1920 году Царицын стал центром Царицынской губернии.
В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград. В 1928 году город стал центром округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году – центром Нижневолжского края.
В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего.
В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 год), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.
С первых дней Великой Отечественной войны город стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке страны. Сталинградские заводы производили и ремонтировали танки, артиллерийские орудия, суда, минометы, автоматы и другое вооружение.
#Монеты_Сувениры_Нумизматика @kienkoff #монеты #монетыссср #редкие #монетыцарскойимперии #копия #нумизматика #коллекция #антиквариат #раритет #коллекционер #coins #монеты #монетыцарскойимперии #медаль #банкнота #коллекционирование #монет #покупкамонет #продажамонет #юбилейнаямонета #юбилейная #царскаяроссия #нумизмат #история #монетымира #историяроссии #антиквариат #поиск #рубль #царскаямонета #кладоискатели #монетыРФ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев