Славяне в зависимости от территории проживания праздновали его в разное время, иногда даже дважды. У восточных славян он приходился на 28 серпеня (августа) по новому стилю.
В эпоху двоеверия Спожинки стали именоваться Успением в честь выпадающего на этот же день Успения Пресвятой Богородицы. В некоторых источниках встречается название Госпожинки, которое появилось в честь Владычицы, то есть Богородицы.
Этот праздник был очень важен для славян-земледельцев. Вместе со Спожинками заканчивалась летняя страда: до этого дня нужно было спожинать — дожать хлеб.
В этот день следовало поблагодарить богов и духов за полученный урожай. Последний сноп жали осторожно и с почтением, не произнося ни слова. По поверьям, в него вселялся сам дух поля и урожая.
Этот сноп пользовался уважением: его наряжали в нарядный сарафан и ситцевый платок, иногда — в расписную рубаху. Его сажали за стол, благодарили за угощения. К нему же обращались с просьбой уберечь будущие урожаи.
А на поле оставляли несколько несжатых колосьев, которые заплетали в косу и завязывали яркой лентой. Это называлось «завиванием бороды Велеса». В «бороду» клали соль и хлеб. Так язычники благодарили Велеса за то, что он научил людей земледелию.
Хозяева поля готовили трапезу, состоящую из каши, обильно сдобренной маслом, свежего мёда, яблок и яичницы. В пищу нельзя было употреблять говядину, ведь один из образов Велеса — бык.
Угощали всех, кто помогал при жатве. От хозяйского гостеприимства и хлебосольства зависели будущие урожаи.
Молодёжь на улице устраивала гуляния и игры, танцы и песни. Женщины шли на сжатое поле и катались по нему, прося о женском здоровье и о здоровой беременности. Интересно, что праздник Спожинки связан не только с жатвой. Незамужние девушки ждали с замиранием сердца этот день, ведь после него принято было засылать сватов.
С Обжинок наступают «рябиновые ночи», когда гром и молнии пугают всё живое. По приметам славян, с этой поры начинается молодое бабье лето. После принятия христианства в этот день славяне молятся иконе «Прибавление ума» и просят помощи в учёбе. В церквях освящают караваи, испечённые из муки нового помола. Освящённый хлеб считается целебным.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев